logo search
мои госы

3. Рассчитываются коэффициенты, характеризующие техническое состояние ос:

Коэффициент износа показывает степень износа основных средств и определяется отношением суммы износа (или амортизации) к первоначальной (или восстановительной) стоимости ОС:

Кизн = Сизн / ОСпер = АМ / ОСпер

Коэффициент обновления показывает интенсивность развития производственной мощности предприятия и определяется отношением суммы потсупивших основных средств к стоимости основных средств на конец периода:

Кобн = ОСпост / ОСк.

Чем выше Кобн, тем ниже Кизн, но в следующем периоде. Нормальный Кобн ОС ≈ 10 % в год.

Коэффициент годности характеризует техническое состояние основных средств на определенную дату и определяется отношением остаточной стоимости к первоначальной:

Кгод = Сост / Спер = 1 - Кизн

Коэффициент выбытия характеризует уменьшение производственной мощности предприятия или интенсивность выбытия основных средств:

Квыб = Свыб / Спер

4. Оценивается структура ПС по срокам эксплуатации (рассчитывается средний срок эксплуатации): Тэк = Σi * ωi), где Ti – средний срок эксплуатации в интервале (н-р, срок службы а/м от 1 до 3-х лет = 2), ωi – удельный вес а/м в этом интервале. Тэкmax для грузовых а/м = 8 лет, для автобусов – 5 лет. Выявляется устаревший ПС.

45. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ.

Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага (ЭФР):

ЭФР = ¾ * (ЭР – СРСП) * ЗС/СС,

где ЭР – экономическая рентабельность;

СРПС – ставка % по кредитному договору;

ЗС – заемные средства;

СС – собственные средства.

Эффект финансового рычага показывает, насколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.

Для оценки инвестиций существуют различные методы: методы на основе дисконтирования и без него. Дисконтирование – изменение стоимости денег во времени.

Методы на основе дисконтирования:

  1. Метод чистой текущей стоимости (NPV)

NPV – разница между суммой дисконтированных денежных поступлений (по проекту) и дисконтированной текущей стоимости всех затрат. Критерий, измеряющий превышение выгод от проекта над затратами с учетом текущей стоимости денег. Позволяет оценить в данный момент возможность реализации проекта. Целесообразно инвестировать, если NPV>0. Наиболее распространен при оценке инвестиций. На достоверность его результатов сильное влияние оказывает неопределенность окружающей среды.

,

где k – ставка дисконтирования периода, It – инвестиционные затраты в момент времени t, CFt – денежный поток в период t, n – кол-во периодов, I0 – начальные инвестиции, t – период (1, 2…. n).

Текущая стоимость единицы (Vn) – текущая стоимость одной денежной единицы, которая должна быть получена через n периодов при ставке дисконтирования k: Vn = 1 / (1 + k)n

С помощью NPV можно рассчитать эффективность капиталовложений в фирму: Е = NPV / I0.

  1. Метод расчета индекса прибыльности (IP)

  1. Метод расчета внутренней нормы рентабельности (IRR).

IRR – уровень окупаемости инвестиций, т.е. процентная ставка k, при которой NPV = 0. IRR сравнивают с рыночной ставкой ссудного процента. Если IRR выше ставки, то проект выгоден.

, где k – неизвестное.

Метод расчета срока окупаемости (без дисконта), т.е. возмещение первоначальной суммы инвестиций. Целесообразен при условиях, если все альтернативы одного периода, разовые затраты, поступления денег в течение проекта примерно одинаковы.

PP = I0 / CF, где РР – период окупаемости, I0 – начальные инвестиции, CF – денежный поток.

Ключевой зависимостью для финансовых экономических оценок инвестиций является связь м/у будущей стоимостью и текущей: FV = (1 + i)n * PV, где FV – буд. ст-ть, PV – тек. ст-ть, i - %, n – срок (лет).

46. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В АТП

Планирование работы АТП начинается с составления плана перевозок, в котором определяют объем и структуру перевозок. Этот этап планирования служит основой для разработки всех остальных частей плана экономического и социального развития.

Исходными данными для составления плана являются заявки грузоотправителей, в которых указывается род перевозимых грузов, пункты отправления и назначения, объем перевозок в тоннах и транспортная работа в т-км. Грузоотправители определяют объем перевозок грузов исходя из намеченного на планируемый год объема производства, строительства, товарооборота и других показателей.

Все заявки грузоотправителей обобщаются на автотранспортных предприятиях общего пользования, и на их основе разрабатываются проекты планов перевозок на планируемый период. На этом этапе уточняется распределение объема перевозок по отдельным пунктам и направлениям. Исключаются дублирующие заявки, а также явно нерациональные перевозки, которые эффективнее выполнять другими видами транспорта.

При обобщении и анализе заявок в первую очередь рассматривают возможность централизации перевозок. Затем определяют объем перевозок, грузооборот, состояние дорог, подъездных путей и погрузочных площадок, оснащенность П-Р средствами, режим работы. После обработки полученных данных и согласования вопросов организации перевозок с руководителями предприятий составляют перечень грузоотправителей, со складов которых в планируемом году будет осуществляться централизованная доставка грузов. После разработки плана централизованных перевозок грузов рассматривают оставшиеся заявки, проверяют, обобщают их и в результате разрабатывают общий план перевозок грузов по АТП.

Проект плана перевозок по видам грузов составляется раздельно для городских, районных и междугородных перевозок. Разработанный план перевозок грузов на планируемый период сопоставляется с провозными способностями автомобильного парка. Провозные способности автомобильного парка должны соответствовать запланированному объему перевозок грузов.

В плане объем перевозок распределяется по отдельным типам и маркам а/м. При этом планируется наиболее эффективное использование прицепов и специализированного ПС. Здесь рассчитывается списочное кол-во а/м по маркам ПС и видам груза, а также ходовое кол-во а/м.

Ходовое кол-во а/м – это кол-во а/м ежедневно выделяемых АТП для перевозки намеченного объема грузов. Ах = Qгод / (Qсут * Др), где Др – режим работы АТП за год.

На основе утвержденных годовых и квартальных планов перевозок грузов АТП заключают договоры с закрепленной клиентурой и разрабатывают развернутые месячные планы перевозок.

47. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК.

С/б перевозок – один из качественных показателей, характеризующий эффективность производства. С/б представляет собой денежной выражение затрат предприятия на производство единицы транспортной продукции. В процессе образования с/б транспортной продукции затраты принимают прямое или косвенное участие, поэтому они делятся на прямые и косвенные.

К прямым относят расходы, которые могут быть непосредственно включены в с/с единицы транспортной работы: з/п водителей, топливо и смазочные материалы для ПС, ТО и ремонт ПС, шины и амортизация.

К косвенным относятся общехозяйственные расходы, которые не прямо отнесены на с/с отдельных видов продукции и распределяются между ними косвенно: затраты на содержание производственных зданий, з/п вспомогательных рабочих и администрации.

Планирование с/с производится расчетно-аналитичеким методом. Основным методом планирования с/с является метод прямого расчета по каждому виду перевозок, по статьям затрат.

По производственному признаку все расходы формирующие с/с принято делить на:

1. условно-постоянные – з/п водителей;

2. переменные (расходы зависящие от движения) – затраты на топливо, материалы, ТО и ТР, амортизация;

3. постоянные (расходы не зависящие от движения) – накладные расходы.

Определение затрат на единицу транспортной продукции называют калькуляцией с/с. В с/с продукции при исчислении налоговой прибыли включают затраты на соц. страхование, обязательное мед. страхование, плата по % за краткосрочные кредиты банка, кроме % за долгосрочные и просроченные ссуды банка, расходы на оказание услуг, включая все виды ремонта. Не включается: материальная помощь, вознаграждения по итогам работы за год, надбавки и пособия, доходы по акциям, расходы по П-Р работам, т.к. в основном выполняются грузоотправителем и грузополучателем.

Величина с/с планируемого года определяется уровнем затрат базисного года и запланированным объемом перевозок в ценах предприятия. Кроме того важно учитывать возможность снижения с/с в планируемом году в результате влияния технико-экономических показателей и факторов.

Снижение с/с перевозок: новые формы организации и маршрутизации, прицепы, специальный ПС, передовые методы, механизация ТО и ТР, дальность перевозок, П-Р работы, контроль за расходом топлива.

S = ЗПв + Спост + Спер,

с/с – денежное выражение затрат предприятия на производство единицу продукции, т.е. величина затрат на 1т, 1т-км, 1км.

Sр = С / Р, на 1 т-км

Sq = С / Q, на 1 т

Sl = С / lобщ, на 1 км

SАЧр = С / АЧраб на 1 ч.

48. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

К основным относятся показатели использования ПС и оборудования: коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования основных фондов, коэффициент интегральной загрузки фондов, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность ОПФ и срок окупаемости.

Коэффициент экстенсивного использования основных фондов характеризует эффективность их использования во времени и представляет собой отношение фактически отработанного времени к возможному:

Кэкс.исп. = Тфакт/Тк

где Тф - фактически отработанное время, час;

Тк – календарный фонд времени, ч.

Календарный фонд времени определяется умножением количества календарных дней в рассматриваемом периоде на 24 часа. Использование основный фондов во времени характеризует коэф. Сменности, который определяется отношением фактически отработанного числа смен к плановому. Его надо повышать

Анализ Кэкс.исп. позволяет выявить резервы улучшения использования ПС во времени. Величина простоев также влияет на использование фондов во времени.

Коэф. интенсивного использования фондов характеризует эффективность использования ОПФ по производительности (по выработке) и определяется отношением фактически выполненной работы в единицу времени (выработка) к плановой или максимально возможной за тоже время:

Кинтен.исп = Wф / Wпл (мах)

где Wф - фактически выполненная работа за 1 ч.;

Wпл - плановая выработка или максимально возможная выработка за 1 ч.,

Коэффициент интегральной загрузки фондов характеризует степень использования основных фондов во времени с учетом выработки:

Кинтегр = Кэкс*Кинт

Фондоотдача показывает величину выпуска продукции на один рубль стоимости ОПФ:

ФО =D/Фосн

где D – валовые доходы;

Фосн - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Фондоемкость (ФЕ) является обратной величиной фондоотдачи. Она показывает, какой размер основных фондов приходится на каждый рубль полученного дохода.

ФЕ = Фосн /D

При увеличении фондоотдачи соответственно снижается фондоемкость.

Фондовооруженность труда (ФВ) характеризует степень оснащенности труда, обеспеченность каждого работника основными производственными фондами, т.е. показывает сколько рублей стоимости ОПФ приходится на каждого работника:

ФВ =Фосн /N

где N - среднесписочная численность работающих на предприятии (всех без исключения) в рассматриваемом периоде.

Рентабельность основных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ОПФ:

Rопф = Пбал/Фосн,

где Пбал - балансовая прибыль предприятия, руб.

Величина обратная рентабельности – это срок окупаемости ОПФ:

Т =Фосн / Пбал, лет.

49. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ АТП

Главным экономическим показателем работы транспортного предприятия является прибыль. В АТП основную долю доходов составляют доходы от транспортной работы ПС. Кроме доходов от транспортной работы, в общую сумму доходов включают прочие доходы: ремонт и ТО ПС заказчиков, реализация дополнительных работ и услуг (взвешивание, перевалка, тара, хранение грузов, хранение ПС, экспедирование грузов).

Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой (доходами) от реализации услуг и затратами на её производство и реализацию, включенными в себестоимость услуг.

Помимо прибыли от реализации продукции, в состав облагаемой налогом прибыли включается: внереализационная прибыль, которая представляет собой разницу между доходами от внереализационных операций и расходами по этим операциям (от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и ценным бумагам, принадлежащих предприятию), полученные штрафы, пени, неустойки, т.ч. за нарушение условий перевозки, другие доходы от операций, не связанных с производством продукции.

Общая сумма прибыли устанавливается суммирование прибыли от выполнения перевозок, транспортно-экспедиционных, П-Р работ и услуг, и др.

Балансовая прибыль определяется как разность между суммой доходов от всех видов деятельности и суммой расходов:

Пб = (Дпер + Дтэо + Дп-р + Ддр) – (Sпер + Sтэо + Sп-р + Sдр),

где S – затраты.

При планировании работы АТП определяют плановую прибыль, при подведении итогов работы за отчетный период – фактическую.

Для определения темпов роста балансовой прибыли, прибыль отчетного периода пересчитывают по тарифам (ценам) планируемого периода. Выполнение плана по прибыли оценивают сравнением фактической прибыли по отчетному балансу с балансовой прибылью, утвержденной в плане.

Прибыль является важным показателем, определяющим размеры образования фондов экономического стимулирования, взносов в бюджет и уровень рентабельности предприятия

Пваловая = Д – Р (до уплаты налогов),

ЧПриб = (Пваловая – налоги и % за кредит).

Для повышения прибыли предприятие анализирует возможность мобилизации внутренних ресурсов. Целесообразно определить прирост прибыли по основным факторам, влияющим на нее. Например, прирост прибыли по грузовым перевозкам может быть получен за счет снижения себестоимости, изменения доходной ставки, увеличения грузооборота.

Расчет производственным методом цепных подстановок, который позволяет определить влияние отдельных показателей на увеличение прибыли. Анализируются показатели, затем составляется сводный расчет и намечаются мероприятия по улучшению технико-экономических показателей использования ПС, увеличивающих объем транспортной работы, снижающих себестоимость перевозок и способствующих росту прибыли.

На основе проделанной работы принимаются окончательные решения об уровне плановой прибыли, в которой в максимально возможной степени учитываются резервы, предусмотренные планом организационно-технических мероприятий.

50. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ АТП

Управление предприятием базируется на соответствующих принципах и методах. В основе методов управления производством лежат основные принципы: Принцип единоначалия, который предусматривает сочетание активности трудящихся с выполнением директив руководителя; принцип плановости, он означает подчинение повседневного руководства производством решению задач перспективного плана; принцип экономичности в работе, т.е. экономия затрат на всех стадиях производства заключается в экономии всех видов затрат на всех стадиях экономического процесса; принцип личной моральной и материальной заинтересованности имеет решающее значение в управлении производством.

Методы управления персоналом представляют собой способы воздействия на работников в целях координации их действий в процессе деятельности предприятия. Все методы делятся на: