logo
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта

Транспорт, как и любая другая отрасль, представляет собой некоторое множество элементов, связанных между собой и образующих целостность, единство, границы которого задаются пределами управления. Любое такое «целое», состоящее из частей, называют системой.

Транспорт как систему можно представить из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования (рис.1).

Рис. 1. Структурная схема транспортной системы России

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Он перемещает различные виды продукции между производителями и потребителями, а также перевозит пассажиров.

Транспорт общего пользования, в соответствии с действующим законодательством, обязан осуществлять перевозку грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки не были предъявлены: государственными учреждениями, общественными организациями, предприятиями (фирмами) не государственной формы собственности, частными лицами.

Транспорт необщего пользования, в отличие от транспорта общего пользования, перемещает сырье, материалы и другие виды ещё не поступившей в сферу обращения конечной продукции, а также производственный персонал внутри предприятий и других, подчас крупных, территориальных образований.

Такие перевозки происходят внутри сферы производства, выполняются для конкретного предприятия, организации или фирмы их собственным транспортом. Этот транспорт можно назвать ведомственным. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом. Его работа является составной частью деятельности того предприятия, которое он обслуживает, а средства промышленного транспорта (дороги, автомобили, подъемно-транспортные машины) – это составная часть средств производства соответствующего предприятия.

Каждая подсистема, как видно на рис. 1, характеризуется сложной внутренней структурой, в которой транспорт делится на ряд видов как по сфере деятельности, так и по технике передвижения.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт рассматривают и в других группировках:

1) универсальный и специализированный;

2) внутренний и внешний;

3) круглогодичный и сезонный;

4) магистральный (связывающий крупные города и промышленные центры или крупные регионы) и не магистральный (промышленный транспорт).

Транспорт как вид деятельности носит межотраслевой характер и способен активно воздействовать на процесс расширенного воспроизводства, ускоряя или замедляя его, увеличивая массу готовой продукции, топлива и сырья, которые находятся в процессе обращения или сокращая её.