6.3. Виды транспортной тары и её назначение
Перемещение большинства товаров из сферы материального производства в сферу потребления невозможно без упаковки.
Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товара от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.
Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара.
Перевозка грузов по России и за её пределы предполагает использование транспортной тары. Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов и обеспечения удобства погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки, складирования и крепления. Таким образом, транспортная тара не только участник перевозки, она играет существенную роль и для складирования, хранения продукции.
Такая тара может принадлежать и самой транспортной организации (компании), и предприятию (организации), заказавшему перевозку.
Типы и размеры транспортной тары в основном регламентированы стандартами.
Отправитель обязан предъявить груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечивает максимальную сохранность продукции при доставке и рациональное использование объема грузовых помещений транспортного средства (вагона, судна, кузова автомашины).
Транспортную тару классифицируют по различным признакам:
по кратности использования:
- разовая;
- многооборотная;
по способности сохранять свою форму:
- жесткая (из металла, дерева, пластмассы и т.д.);
- полужесткая (картонная, складные ящики из полимерных материалов и т.д.);
- мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и т.д.).
по упакованной продукции (тара для жидкостей, сыпучих продуктов, штучных грузов);
по способу изготовления (сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформированная, вспененная);
по материалу изготовления (из дерева, металла, гофрокартона и т.п.);
по компактности (неразборная, разборная).
К основным видам жесткой тары относятся:
ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, из гофрированного картона);
обрешётки из реек;
барабаны (картонные, деревянные, стальные, фанерные);
бочки (деревянные, стальные, алюминиевые и полимерные);
фляги (молочные, для лакокрасочных материалов);
стеклянная тара;
контейнеры;
средства пакетирования (поддоны или паллеты, кассеты, обвязки).
Укрупненная грузовая единица товара (груза), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям к рациональному использованию перегрузочного оборудования и подвижных средств, называется пакетом.
Для создания пакетов используется средства пакетирования – технические средства, предназначаемые для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу.
По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды:
Поддон или паллет – это горизонтальная площадка для проведения погрузочно-разгрузочных работ с помощью вилочного погрузчика. Поддоны могут быть плоские, стоечные, ящичные; однонастильные, двухнастильные; разборные и неразборные.
Международной организацией по стандартизации (ИСО) рекомендованы размеры поддонов в плане 1200 х 1000 мм, но допускается «Европулом» и 1200 х 800 мм. В соответствии с ГОСТ 19434 - 74 размеры пакета, сформированного на поддоне, не должны превышать 1240 х 840 мм или 1240 х 1040 мм в зависимости от типа поддона. На внутренних перевозках чаще всего используются деревянные однонастильные поддоны, размером 1200 х 800 мм, грузоподъемностью 1 т, которые имеют собственную массу 40 кг. Поддон рассчитан на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных операций, а его гарантийный срок службы составляет год.
Кассета – пространственная рама, защищающая со всех сторон груз от повреждения. Кассеты используются для пакетирования хрупких материалов, например, стекла.
Строп (нидерл. strop, буквально – петля) – это приспособление (канат или цепь в одну или несколько ветвей, ленты, сетки, полотнище), предназначенное для подъема грузов, либо обхвата поверхности сложной конфигурации. Строп на конце может иметь крюк, скобу, кольцо и т.п.
Стропы, изготовленные из синтетических лент, используются для пакетирования крупных мешковых и киповых грузов.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5