logo
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

4.2. Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт как составная часть единой транспортной системы, представляет собой наиболее массовый вид транспорта, на долю которого приходится значительная часть грузовых и пассажирских перевозок страны. Автомобильный транспорт играет большую роль на транспортном рынке в силу своих специфических особенностей и преимуществ перед другими видами транспорта.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта следующие:

Наиболее эффективной сферой использования автомобильного транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза по статистике составляет 27-28 км.

Сфера применения автотранспорта широка. Он доставляет грузы к станциям железных дорог, морским и речным портом и в обратном направлении, развозит грузы грузополучателям.

В северных и восточных районах страны, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние автомобильные перевозки.

Особенно широко автотранспорт используется в горно-рудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле.

В процессе международной интеграции роль автомобильного транспорта значительно возросла во внешней торговле. В общей стоимости перевозимых всеми видами транспорта внешнеторговых грузов доля автомобильного транспорта, осуществляющего перевозку наиболее ценной продукции, находится примерно на уровне железнодорожного и морского транспорта и составляет около 27 %.

Относительными недостатками автомобильного транспорта являются:

Основными элементами автомобильного транспорта являются подвижной состав и автомобильные дороги.

Подвижной состав – это транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, людей, а также транспортные средства, оснащенные специальным оборудованием, предназначенным для производства определенных работ.

К подвижному составу относятся: автомобили, автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски и автомобили специального назначения.

Для эффективного осуществления перевозок требуется подвижной состав, соответствующий транспортной характеристике груза.

Подвижной состав делят на однородные группы, т.е. классифицируют, что необходимо для того, чтобы точно определить те свойства и качества, которые надо ему задать при проектировании и производстве.

По существующей в настоящее время на автомобильном транспорте классификации подвижной состав делится по ряду признаков на следующие группы.

1. По назначению (видам перевозок):

- транспортные автомобили;

- специальные автомобили.

Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и людей, т.е. они бывают грузовые и пассажирские.

Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяют на две группы:

- общего пользования (универсальные);

- специализированные (самосвалы, фургоны, контейнеровозы, цистерны и т.п.)

Пассажирские автомобили подразделяют на автобусы и легковые автомобили.

Специальные автомобили предназначены для различных не транспортных работ: автокраны, автолавки, бетономешалки, пожарные, санитарные т.п.

2. По грузоподъемности автомобили подразделяют на следующие классы:

3. По конструктивной схеме автомобили бывают:

Автопоезд – это транспортное средство, состоящее из автомобиля - тягача и буксируемого им одного прицепа или полуприцепа, или нескольких прицепов.

Полуприцеп – прицеп, часть полной массы которого передаётся на автомобиль-тягач через седельно-сцепное устройство.

4. В зависимости от типа установленного двигателя автомобили бывают:

- с бензиновым двигателем;

- с дизельным двигателем;

- газобаллонные;

- газотурбинные;

- электрические.

5. По величине осевой нагрузки на опорную поверхность:

6. По проходимости автомобили подразделяют следующим образом:

Кроме названных основных групп, все виды автомобилей подразделяются по разным конструктивным признакам: виду и расположению двигателя, колесной формуле и т.д.

Транспортное средство должно соответствовать требованиям той страны, в которой оно зарегистрировано.

При международных перевозках в страны Европы автотранспортное средство должно удовлетворять требованиям, предъявляемым для международного транспорта.

Помимо основных трех параметров - длина, ширина и общая масса, комиссия Европейского сообщества разработала требования по ограничению токсичности отработавших газов и требования к безопасности автотранспортных средств.

Евросоюзом вводятся экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах. Такие стандарты с последующим ужесточением требований по содержанию вредных веществ в выхлопных газах вводились в 1992 г. (Евро-1), в 1995 г. (Евро-2), 1999 г. (Евро-3), 2005 г. (Евро-4), 2009 г. (Евро-5). Все транспортные средства, произведенные или ввезенные в Россию с 1.01.2008 г. должны удовлетворять требованиям стандарта Евро-3, а с 1.01.2010 г. в стране вступил силу стандарт Евро-4, который применяется ко всем ввозимым иномаркам.

Евросоюз ужесточил экологические нормы для новых легковых и полугрузовых автомобилей и с 1 сентября 2009 г. ввел для них стандарт Евро-5, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Введение стандарта Евро-5 призвано улучшить качество воздуха в Европе и повысить конкурентоспособность европейского автопрома.

Проблема загрязнения выхлопными газами автотранспорта остро стоит и в нашей стране, особенно в крупных населенных пунктах.

Например, в Москве автомобили выбрасывают в атмосферу 1 млн.т вредных примесей в год, что в 2 раза выше, чем в среднем по России.

Общее количество единиц подвижного состава (автомобилей, тягачей, прицепов и т.п.), находящихся в распоряжении автотранспортного предприятия и числящихся на его балансе, называют списочным парком подвижного состава (Асп).

Списочный парк подвижного состава состоит из технически исправных единиц, годных для выполнения перевозок (готовых к эксплуатации) - Агэ, и количества единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании, ожидании ремонта (Ар):

Аспгэр.

Работу автомобилей автотранспортного предприятия характеризует ряд показателей, основные из которых приведены ниже.

Бюджет времени автомобилей автотранспортного предприятия – это общее время нахождения автомобилей на предприятии за определенный период, в автомобиле-днях (АД) или автомобиле-часах (АЧ):

АДатп=АДгэ+АДр ,

АЧатп=АЧгэ+АЧр ,

где АДатп, АЧатп – бюджет времени автомобилей, в автомобиле-днях и автомобиле-часах соответственно; АДгэ, АЧгэ - время пребывания автомобилей в технически исправном состоянии (готовом к эксплуатации), в автомобиле-днях и в автомобиле-часах соответственно; АДр, АЧр – время нахождения автомобилей в ремонте или ожидании ремонта, в автомобиле-днях и автомобиле-часах, соответственно.

Коэффициент технической готовности парка:

Коэффициент использования парка:

Коэффициент использования пробега автомобиля:

где Lгр – расстояние пробега с грузом, км; Lобщ – общий пробег за время оборота, км:

Lобщ=Lгр+ Lпор+ Lо,

где Lгр – пробег с грузом, км; Lпор – пробег порожнем, км; Lо – пробег от гаража автотранспортного предприятия до места работы и обратно в гараж после рабочей смены (нулевой пробег), км.

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля:

где Qф – фактический объем перевезённого груза, т; Qн – возможный по номинальной грузоподъемности автомобиля объем перевозки, т.

Техническая скорость автомобиля – это средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении:

Vт= ,

где Lобщ – расстояние, пройденное автомобилем, км; tдв – время нахождения автомобиля в движении, ч.

Эксплуатационная скорость автомобиля – это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде:

Vэ = ,

где Тн - продолжительность работы автомобиля в наряде, включая простои(tпр):

Тн= tдв + tпр.

В зависимости от целей анализа для оценки работы автотранспортных предприятий и отдельных автомобилей используют и ряд других показателей, характеризующих рациональность использования, техническую готовность подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.

Автомобильные дороги – важнейший элемент автомобильного транспорта. Они представляют собой сложную структуру, включающую в свой состав сами дороги, сооружения, мосты, переправы, здания линейно-эксплуатационной службы, зеленые насаждения, снегозащитные и путевые ограждения, дорожные знаки и указатели и т.п.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на дороги: федеральные, региональные или муниципальные, местные, частные.

В зависимости от вида разрешенного использования, дороги подразделяются на автомобильные общего пользования и необщего пользования (ведомственные и частные).

Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог и их отнесения к категории автомобильных дорог.

Правила определяют порядок классификации автомобильных дорог в зависимости от транспортно - эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается одна категория – 1А; для класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается также одна категория – 1Б; для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться 5 категорий: 1В, II, III, IV и V.

Категория дороги зависит от общего числа полос движения и их ширины; ширины обочины; наличия и ширины разделительной полосы, а также условий пересечения с другими автодорогами и железной дорогой.

Дороги 1А, 1Б, 1В и II должны иметь не менее 4 полос шириной 3,75 м каждая. Для первых двух категорий дорог обязательна организация пересечения с автодорогами в разных уровнях.

Светофорное регулирование пересечений обязательно для обычных автодорог категории 1В. Для всех дорог, кроме категорий IV и V, запрещено пересечение с железнодорожными путями в одном уровне.

Общая протяженность автодорог России составляет примерно 1,35 млн. км, из них с твёрдым покрытием около 760 тыс. км. Средняя густота автомобильных дорог с твердым покрытием составляет в России 44,2 км на 1000 кв. км территории.

Для сравнения, в США этот показатель больше в 20 раз. В России имеется «разброс» густоты автодорог по регионам. Например, в Центральной части России – 168 км на 1000 кв.м, в Калининградской области – 303 км на 1000 кв.м.

В ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2015 года» предусмотрено строительство 63 тыс.км новых автодорог.

Вместе с тем, по данным Минтранса РФ, за 5 лет (2004-2008 гг.) темпы роста автомобилизации России в 5 раз превышают темпы развития дорожной сети.

Для сети российских автодорог характерно их радиальное расположение с центрами в крупных городах.

Действующая в России сеть автодорог не в полной мере удовлетворяет потребностям грузовладельцев и населения, а также нуждам национальной безопасности и обороны.

С точки зрения экономических отношений автомобильный транспорт делится на три группы:

1. Транспорт общего пользования - выполняет коммерческие перевозки грузов сторонних организаций и физических лиц на договорной основе.

2. Транспорт предприятий и организаций - перевозит «свой» груз, т.е. своих предприятий и организаций (за собственный счет) для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности.

3. Личный транспорт – служит для удовлетворения потребностей исключительно владельца транспортного средства. Основное значение этот транспорт имеет для пассажирских перевозок.

Подвижной состав (парк автомобилей) сосредоточен на автотранспортных предприятиях (АТП). Автотранспортное предприятие – это, как правило, предприятие комплексного типа, осуществляющее перевозку грузов и пассажиров, хранение, техническое обслуживание, ремонт подвижного состава, а также снабжение его материалами. АТП подразделяются на предприятия общего пользования и ведомственные. АТП общего пользования создаются для организации перевозок грузов и пассажиров на определенной территории.

Автотранспортная отрасль является одной из наиболее доступной с точки зрения приватизации собственности. Поэтому в настоящее время предприятиями негосударственной формы собственности выполняется около 90 % перевозок грузов автомобильным транспортом.

Кроме АТП, основная задача которых – перевозка грузов и пассажиров, существуют специализированные предприятия по хранению, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. К ним относятся: гаражи-стоянки, автозаправочные станции, станции техобслуживания, ремонтно-зарядные аккумуляторные станции, шиноремонтные мастерские, автотранспортные заводы.

Рыночные реформы поставили перед автотранспортом страны ряд серьезных проблем его дальнейшего развития и совершенствования. Важнейшими из них являются:

По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, в 2008 г. число погибших в ДТП на территории России составило 29936 человек, зарегистрировано 13611 ДТП.

На обеспечение безопасности дорожного движения и предотвращения ДТП должно быть направлено и конструктивное совершенствование автодорог: устройство безопасных дорожных развязок; разделение полос встречного движения; лучшее освещение дорог в темное время суток и т.п.

Дороги являются одной из «вечных» проблем России. Их недостаток и низкое качество существенно сдерживают не только развитие автотранспорта, но и в определенной мере социально-экономический прогресс страны.

Для эффективного использования автомобильного транспорта в стране необходимо значительное увеличение дорог категории 1А и 1Б, т.е. автомагистралей и скоростных дорог с соответствующим обустройством: станциями заправки и технического обслуживания автомобилей, кемпингами, дорожными гостиницами, специальными стоянками, пересечениями на разных уровнях, освещением и т.д.

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. предусмотрено 59996 млрд. руб. капиталовложений в развитие автодорог и 9375 млрд. руб. в автотранспорт.