6.5. Маркировка грузов
Неотъемлемой частью любых грузоперевозок является маркировка грузов.
Маркировка грузов – это надписи, условные знаки, отметки непосредственно на продукции, таре, упаковке, либо на прошитых, наклеенных или привязанных ярлыках (бирках).
Маркировка необходима для установления связи между грузом и относящимся к нему документами, для определения принадлежности груза, указаний по обращению с грузом во время перевозки, погрузки-разгрузки и хранения.
Не обязательна маркировка при городских и пригородных перевозках.
Различают потребительскую и транспортную маркировку.
Потребительская маркировка содержит сведения об изготовителе продукции, её качестве, сроках годности.
В потребительскую маркировку допускается включать надписи о способах обращения с продукцией при использовании и ее рекламу.
Транспортная маркировка – это маркировка, информирующая о грузополучателе и отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировании и хранении.
Требования к транспортной маркировке определяет ГОСТ 14192-96, введенный в действие в Российской Федерации с 01.01.1998 г. и являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.
В соответствии с ГОСТ 14192-96 транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
Манипуляционные знаки – это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Например, изображение зонтика означает, что груз надо беречь от влаги, а изображение бокала, что груз хрупкий, с ним обращаться следует осторожно.
ГОСТом предусмотрено 23 манипуляционных знака.
Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и, наоборот, светлого на темных.
Основные надписи должны содержать:
полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
наименование пункта назначения с указанием при необходимости станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт) должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения;
количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе – порядковый номер места в партии, в знаменателе – количество мест в партии.
Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:
- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);
- однородных грузов в разной таре;
- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;
- комплектов оборудования;
- грузов в одном вагоне мелкими отправками.
Дополнительные надписи должны содержать:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;
- наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;
- надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных ведомств).
Информационные надписи должны содержать:
- массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;
- габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина, высота или диаметр).
Габаритные размеры не указывают, если ни один из них не превышает 1 м при транспортировании груза на открытом подвижном составе; 1,2 м в крытом; 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.
При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят: в числителе – общее количество пакетов в партии; в знаменателе – количество грузовых мест в пакете, а в скобках – порядковый номер пакета.
Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносятся на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет.
На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативной документации на конкретные виды продукции.
Основные, дополнительные и информационные надписи располагают:
на ящиках – на одной из боковых сторон;
на бочках и барабанах - на одном из днищ (допускается наносить маркировку на корпусе);
на мешках – в верхней части у шва на одной из сторон;
на тюках – на одной из боковых поверхностей;
на кипах – на торцевой поверхности (допускается наносить маркировку на боковую поверхность);
на других видах тары и грузов, упакованных в транспортную тару, - в наиболее удобных и хорошо просматриваемых местах.
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносятся на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары.
Способы нанесения маркировки на виды тары:
на деревянную – окраска по трафарету, штемпелевание, выжигание;
на картонную - типографским способом, штемпелевание;
на металлическую – окраска по трафарету, выдавливание;
на пластмассовую – на пресс-форме.
При перевозке грузов навалом, насыпью, наливом маркировка не производится.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5