3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
Необходимость перемещения коммерческого товара от места производства к месту потребления (сырья, металла, телевизоров, одежды и т.п.) определяет то, что некоторое время товар является грузом.
Груз – это материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Другими словами, под грузом в общем виде понимают товар, подлежащий перевозке. Груз обладает рядом индивидуальных свойств, которые влияют на особенности его перевозки, перегрузки и хранения. Совокупность таких свойств называют транспортной характеристикой груза.
Основными факторами, влияющими на технологию транспортировки груза, являются его физико-химические свойства. Они определяют вид тары и подвижного состава, технологию погрузочно-разгрузочных работ, режим хранения и т.д.
На каждом виде транспорта существует своя классификация грузов. Однако практика перевозок показала, что для всех видов транспорта наиболее приемлема следующая их классификация.
1. Массовые грузы – грузы, отправляемые большими объемами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава.
Виды массовых грузов:
- Наволочные грузы – это сухие грузы, перевозимые без тары навалом (руда, каменный уголь и т.п.) или насыпью (зерно, мел и т.п.).
В зависимости от условий перевозки и хранения наволочные грузы условно делят на две группы.
К первой относят уголь, торф, щебень, гравий, песок, глину, сахарную свеклу и другие грузы, которые преимущественно перевозят в открытом подвижном составе и хранят на открытых складах в штабелях или отвалах.
Во вторую группу входят зерно, цемент, алебастр, мел, минеральные удобрения, картофель и т.д., которые перевозят насыпью в крытых или специальных вагонах, хранят в закрытых складах, элеваторах или под навесом.
- Наливные грузы – это жидкие грузы, которые перевозятся в специализированном подвижном составе (цистерны, танкеры). К данному виду грузов относят нефть, различные виды нефтепродуктов.
- Строительные материалы – это различные изделия из дерева и железобетона, кирпич и т.д. В зависимости от характера и качества строительных материалов они могут перевозиться как в крытом, так и открытом подвижном составе.
2. Генеральные (тарно-штучные грузы). Эти грузы перевозятся упакованными, в крытом подвижном составе.
В зависимости от вида упаковки они бывают:
- мешковые;
- киповые (тюковые);
- катно-бочковые;
- ящиковые;
- пакетные.
Кипа – это пачка или связка предметов, лежащих один на другом.
Тюк – большой мягкий связанный сверток, большая связка вещей в упаковке.
Пакет (транспортный пакет) - укрупнённая грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц в результате применения средств пакетирования (поддонов, лент, проволоки и т.п.)
Грузовая единица (грузовое место) - физически неделимый груз, состоящий из одного или нескольких предметов, соединенных между собой средствами пакетирования, имеющий определённую форму и линейные размеры и подготовленный к транспортировке.
3. Особорежимные грузы – это грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальной, строго установленной технологии.
К ним относят: опасные грузы, скоропортящиеся, живой скот и пр.
К линейным характеристикам груза относят: длину, ширину, высоту, диаметр.
Основной единицей измерения объёма груза является кубический метр.
Кроме того, в зависимости от физических характеристик штучные грузы подразделяются на негабаритные, тяжеловесные, легковесные.
Негабаритными называются грузы, размеры которых больше габаритов подвижного состава.
К тяжеловесным грузам на различных видах транспорта относят грузы, масса одного места которых превышает следующие величины:
- на железнодорожном транспорте – 0,5 т;
- на водном транспорте – 1,0 т;
- на автомобильном транспорте – 3,0 т.
К легковесным грузам принято относить грузы, тонна массы которых занимает объём более 2 куб. м.
При учёте транспортных показателей масса груза состоит из массы непосредственно груза (нетто) и массы груза вместе с тарой (брутто).
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5