1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства.
Общеизвестно, что основой жизни человечества является материальное производство. Человеку нужна еда, одежда, бытовая техника и т.п.
Процесс производства материальных благ включает три элемента:
целесообразную деятельность людей, т.е. их труд;
то, на что направлен труд – предметы труда;
орудия, используемые в процессе производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда – средства труда.
Целесообразная деятельность людей, как и предметы, и средства труда, многообразны. Однако предметы труда отчетливо подразделяются на три основные группы:
непосредственно данные природой;
связанные с земледелием;
ранее подвергшиеся воздействию труда.
Соответственно группируются целесообразная деятельность людей и средства труда, образуя три сферы материального производства:
добывающую промышленность;
земледелие;
обрабатывающую промышленность.
Вместе с тем ни одна отрасль промышленности, ни одно производство не может обойтись без пространственного перемещения предметов труда, средств труда. Поэтому существует четвертая сфера материального производства – транспорт.
На промышленном предприятии (фирме) предметы труда (сырье и т.п.) подвергаются обработке, в результате чего принимают конкретную форму или новые свойства, т.е. видоизменяются или перерабатываются.
На транспорте предметами труда являются грузы (сырье, материалы, оборудование и т.д.), которые не преобразуются непосредственно в новый общественный продукт, а происходит лишь их перемещение из пункта А в пункт Б, в результате чего меняется его местонахождение и, как следствие, изменяется потребительная стоимость.
Именно в изменении пространственного бытия товаров на транспорте заключается материальный характер происходящих с грузами изменений, вследствие приложения труда работников транспорта.
Таким образом, транспорт - это отрасль материального производства, которая осуществляет перевозки грузов и людей, используя для этого различные технические средства и сооружения.
Транспорт выполняет ряд важнейших функций во всех сферах человеческой деятельности:
экономическую: является необходимым звеном любого производства и материальной базой, обеспечивающей разделение труда, специализацию и кооперацию предприятий. Он нужен для доставки всех видов сырья и продукции от пунктов производства в пункты потребления;
политическую: объединяет регионы России, обеспечивает международные связи;
социальную: обеспечивает бытовые и трудовые поездки людей, перевозку медикаментов, продукции и т.п.;
культурную: обеспечивает общение между людьми, перевозит произведения искусства, периодическую печать;
оборонную: является материальной базой для передвижения вооруженных сил, сам является частью многих видов военного оружия.
Транспорт характеризуют два основных аспекта:
с одной стороны, он элемент рыночной инфраструктуры, так как обеспечивает физическое распределение продукции материального производства;
с другой стороны, транспорт субъект экономических взаимоотношений, так как продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров.
Транспортная отрасль имеет специфические особенности, которые вытекают из самого характера транспортного процесса:
транспортная деятельность является продолжением процесса производства в пределах сферы обращения: процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю;
«продукция» транспорта (перевозка грузов, пассажиров) неотделима от процесса транспортного производства; её нельзя накопить, создать её запасы, она носит нематериальный характер;
«продукция» транспорта не содержит сырья;
производство транспортной продукции происходит вне транспортного предприятия. Отсюда контроль производства транспортной продукции затруднён, не всегда можно осуществить обратную связь;
значительная часть транспортных средств (25-85%) не стационарная, а способна перемещаться (локомотивы, вагоны, суда, автомобили и т.д.), они разобщены на тысячи километров и в то же время технологически связаны друг с другом;
большая энергоёмкость транспорта, так как подвижным средствам приходится преодолевать сопротивление окружающей среды: воздуха, воды и т.п.;
значительная зависимость от естественно-географических факторов;
неравномерность перевозок;
повышенная опасность деятельности (аварийность, травматизм, отрицательное влияние на экологию).
Транспорт обеспечивает функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения в перевозках.
Состояние транспорта является одним из показателей уровня развития государства.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5