logo
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе

Транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры экономики любого государства. Инфраструктура – это комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих производство (производственная инфраструктура) и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества (социальная инфраструктура).

В её состав входят: транспорт (функционирующий вне сферы производства), энергетика, система связи, коммунальное хозяйство, образование, наука, здравоохранение, природоохранные объекты и др.

Недооценка роли транспорта всегда отрицательно отражается на социально-экономическом развитии страны.

Являясь частью инфраструктуры, транспорт «физически» обеспечивает перемещение грузов и пассажиров.

Значение отдельных видов транспорта в перевозках грузов в 2007 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Показатели перевозки грузов ЕТС России в 2007 г.

Вид транспорта

Объем перевозок

Грузооборот

Среднее расстояние перевозок, км

млн.т

%

млрд. т-км

%

ЕТС, в том числе:

9447

100

4910

100

железнодорожный

1344

14,3

2090

42,5

1555

автомобильный

6861

72,7

206

4,23

30

Внутренний водный

152

1,5

84

1,7

552

Морской

27

9,28

62

1,3

2296

Воздушный

1,0

0,02

3,4

0,07

3400

Трубопроводный

1062

11,2

2465

50,2

2321

Вместе с тем роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.п.

Транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики.

При этом он объединяет в единое целое все отрасли экономики.

Транспорт является очень трудоемкой отраслью, в которой занято более 10% работающего населения страны.

Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы составляют в среднем 15-18% от общей стоимости перевозимой продукции, а по отдельным грузам могут быть значительно выше (при перевозке нефтепродуктов – до 40, строительных грузов – 50, пищевых продуктов – 25, а сельскохозяйственной продукции – до 100% в связи с плохим качеством дорог в отдельных регионах).

Мировая транспортная система представляет собой глобальную совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Она обладает мощной материально-технической базой, которая развивается за счет масштабных инвестиций.

Страны и континенты имеют разную степень оснащённости транспортными коммуникациями. Наиболее густая транспортная сеть в Западной Европе и Северной Америке, наименее развита в Африке и ряде стран Азии.

По статистике в среднем на 1 км2 земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 104 м автомобильных дорог, 0,4 м речных путей при очень неравномерном распределении их по регионам.

Плотность, например, железных дорог в Африке в 15 раз меньше, чем в Северной Америке.

В среднем плотность железных дорог России 5 км на 1000 км2, а в Европейской части страны – 22 км на 1000 км2 .

Для сравнения эта же цифра составляет: в Германии – 72 км на 1000 км2, Франции – 61 км на 1000 км2, Испании – 26 км на 1000 км2.

Общая протяжённость мировых железных дорог составляет примерно 1,2 млн. км. Россия занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место в мире по эксплуатационной длине (после США) и третье – по перевозке грузов (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии).

Российские железные дороги выполняют более 30% мирового грузооборота и около 18% мирового пассажирооборота.

По длине трубопроводной сети Россия находится на втором месте после США. Длина трубопроводной сети США составляет 340 тыс. км, а Российской – 214 тыс. км, в том числе: газопроводы – 153, нефтепроводы – 46 и нефтепродуктопроводы – 15 тыс. км.

Большое значение для перевозки грузов и пассажиров имеют реки. Несмотря на то, что половина российских рек (42 тыс. км) имеет гарантированную глубину для прохода судов, они используются в транспортном комплексе недостаточно. По рекам США перевозится грузов в 7 раз больше, чем в России.

В международных отношениях важную роль играет воздушный транспорт. Протяженность воздушных трасс мира составляет 6500 тыс. км.

В России воздушный транспорт используется для связи различных частей страны, перевозки пассажиров на большие расстояния, выполнения специальных заказов.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.