logo
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

3.2. Перевозки и формирующие их факторы

Грузовые перевозки – это транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

Любые перевозки, осуществляемые различными видами транспорта, служат удовлетворению потребностей в перемещении материальных и людских потоков.

Маршруты грузовых перевозок (материальных потоков) обусловлены, прежде всего, географией размещения производительных сил, а также рынков сферы потребления.

Их можно характеризовать направлением, объёмом, структурой, сроками.

Основными факторами, влияющими на эти характеристики, являются:

- сложившийся торговый товарообмен готовой продукцией между экономическими регионами страны и в международных рамках, включая транзит;

- развитие специализации и кооперации производственных связей между предприятиями внутри страны и их партнёрами за рубежом;

- хозяйственное освоение новых территорий, природных ресурсов и появление новых рынков сбыта готовой продукции;

- уровень транспортных тарифов и таможенных пошлин;

- климатические и сезонные условия доставки грузов;

- политические, военные и чрезвычайные ситуации.

Каждый продукт имеет свой район производства и зоны сбыта (потребления).

Из тысяч наименований перевозимых грузов выделяется несколько их групп, объемы перевозок которых преобладают на различных видах транспорта. Эти грузы, как уже говорилось в 3.1, называют массовыми. Именно они определяют основной грузооборот на каждом виде транспорта.

Раньше, в условиях централизованной директивно-плановой (административно-командной) экономики нашей страны, разрабатывали генеральные схемы развития производительных сил с учётом оптимизации транспортно-экономических связей.

Существовавшие центральные плановые органы составляли транспортно-экономические балансы для экономических регионов, республик и областей СССР по основным видам используемого сырья, топлива, готовой продукции.

Затем на основании балансов утверждались схемы прикрепления поставщиков к потребителям (грузополучателям), рассчитывались грузопотоки между ними и планировались перевозки как общие, так и по родам грузов.

Отдельно разрабатывались государственные планы перевозок, обеспечивающие внешнеэкономические связи.

После распада СССР, приватизации и акционирования предприятий, перехода хозяйствующих субъектов к рыночным отношениям и последовавшего за этим экономического спада (кризиса) произошел разрыв многих хозяйственных связей между предприятиями бывших союзных республик.

В результате значительно сократились перевозки, как между ними, так и внутри самой России.

Переход к свободным ценам сказался на быстром росте транспортных тарифов, что, в свою очередь, повлияло на уменьшение объёмов грузо- и пассажиропотоков.

Последствием распада СССР для транспорта России стало сужение экономического пространства, в котором свободно перемещались грузы и пассажиры.

Эти обстоятельства наиболее ощутимо проявились в западной части государства, которая обеспечивает мощные экономические связи со странами Западной Европы (главные каналы экспорта сырья и полуфабрикатов, импорта европейских товаров).

Товары между Россией и странами Запада вынуждены пересекать границы и территории стран СНГ и Балтии.

В настоящее время сфера транспортных услуг создается «снизу» через систему рыночного спроса и предложения.

Практика показывает, что изменение организационной структуры народного хозяйства страны (демонополизация, деконцентрация, приватизация, повышение в объёмах производства доли средних и малых предприятий) приводит к становлению новых транспортно-экономических связей.

В формировании грузопотоков сейчас существенную роль играют отечественные предприятия оптовой торговли.

Предприятие оптовой торговли – это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров. Общее количество предприятий оптовой торговли достигает в России цифры, примерно, 435 тысяч. Из них подавляющее большинство – предприятия малого и среднего бизнеса.

Предприятия оптовой торговли представляют сегодня самую многочисленную группу грузоотправителей и грузополучателей. Причем они могут иметь своё производство и собственную розничную сеть.

В настоящее время прикрепление грузоотправителей к грузополучателям (поставщиков к потребителям) реализуется на основе маркетинговых исследований и использования современных технологий организации товаропотоков, обеспечивающих оптимальные транспортные расходы.