5.2. Себестоимость перевозок
Себестоимость перевозок является одним из важнейших обобщающих показателей деятельности транспортных предприятий. Она представляет собой отношение расходов, связанных с эксплуатацией транспорта (эксплуатационных расходов транспортных издержек) к объему транспортной работы, выполняемой транспортом в течение определенного периода. Транспортную работу можно измерять в тоннах (объем перевозок - G) и в тонно-километрах или тонно-милях (грузооборот - Gt). Грузооборот в тонно-милях измеряют на морском транспорте.
Таким образом, себестоимость перевозок можно исчислять по следующим формулам:
себестоимость перевозки 1 т груза:
ST =
себестоимость 1 т-км (т-мили):
Sт-км (т-м)=
где Sт, Sт-км (т-м) – себестоимость перевозки соответственно 1т, 1 т-км (т-мили); R – расходы по эксплуатации транспортных средств при перевозке грузов, руб.; l – расстояние (дальность) перевозки, км (миль).
Транспортные издержки состоят из затрат на движенческую операцию, погрузочно-разгрузочные и складские работы и т.п. В себестоимость транспортных услуг входят затраты на оплату труда, топливо, материалы, амортизацию, ремонт транспортных средств и прочие расходы, необходимые для нормальной организации и управления процессом транспортировки грузов и пассажиров. Сюда же включаются налоги, банковские кредиты, различные взносы. Стоимость транспортной продукции во многом зависит от системы налогов, устанавливаемых государством и местными властями.
Структура себестоимости перевозок на различных видах транспорта неодинакова (табл.5.1).
Таблица 5.1. Примерная структура себестоимости перевозок на различных видах транспорта, %
Элементы затрат | Железнодорожный | Автомо-бильный | Морской | Внутренний водный | Воздушный |
1. Фонд оплаты труда, в том числе отчисления на социальные нужды | 34,9
10,7 | 37,9
10,2 | 25,2
5,0 | 32,3
7,8 | 39,0
10,7 |
2. Топливо и электроэнергия |
14,2 |
23,2 |
37,5 |
18,1 |
42,0 |
3. Амортизация | 16,4 | 1,5 | 10,5 | 5,2 | 2,2 |
4. Ремонтный фонд | 17,9 | 3,5 | 10,1 | 12,9 | 9,4 |
5. Материалы | 7,5 | 5,7 | 1,7 | 5,4 | 1,7 |
6. Прочие | 9,1 | 28,2 | 15,0 | 26,1 | 5,7 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Общим для всех видов транспорта является то, что 70-90 % эксплуатационных расходов приходится на заработную плату, топливо и электроэнергию, ремонт и амортизационные отчисления. Однако доля этих элементов затрат различается по видам транспорта.
Например, на воздушном транспорте значительная часть расходов (примерно 78 %) приходится на заработную плату и топливо, в то время как на железнодорожном транспорте эти затраты составляют менее 50 %, а затраты на амортизацию и ремонт выше, чем на воздушном.
В целом доля заработной платы в текущих расходах на транспорте почти в два раза выше, чем в промышленности, что связано с отсутствием затрат по таким статьям, как сырье и незавершенное производство.
В целях улучшения анализа и сопоставимости затрат по видам транспорта эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок, в зависимости от их дальности, подразделяют на начально-конечные и движенческую операции.
Расходы на начально-конечные операции связаны с подачей и уборкой подвижных средств (вагонов, судов, автомобилей) под грузовые операции, формированием и расформированием составов в начальных и конечных пунктах перевозок, оформлением перевозочных документов и т.п. Расходы на движенческую операцию связаны с перемещением технических средств от пункта отправления в пункт назначения, включая промежуточные операции по их переформированию и обработке в пути следования.
Необходимо обратить внимание на то, что расходы на начально-конечные операции при прочих равных условиях не зависят от изменения дальности перевозок, в то время как расходы на движенческую операцию возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозок.
Практика показывает, что на расстояниях свыше 500 км себестоимость железнодорожных перевозок значительно сокращается, это определяет выгодность применения железнодорожного транспорта на средних и дальних дистанциях.
На морском и внутреннем водном транспорте расходы на начально-конечные операции значительно выше, чем на железнодорожном, что объясняется большой грузоподъемностью судов и продолжительной стоянкой их под грузовыми операциями.
Таким образом, те виды транспорта, у которых расходы на начально-конечные операции относительно велики (железнодорожный, морской, внутренний водный) более эффективны при перевозках на дальние расстояния и, наоборот, автомобильный транспорт, у которого велики расходы на движенческую операцию, целесообразно использовать, как правило, на коротких расстояниях.
Себестоимость перевозок может быть минимизирована путем: устранения неэффективных перевозок; сокращением порожнего пробега транспортных средств; увеличением коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава; внедрением прогрессивных норм погрузки-разгрузки и способов механизации погрузочно-разгрузочных работ, рациональных методов расхода горюче-смазочных материалов и т.п.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5