6.1. Организация смешанных перевозок
В перевозке груза от производителя (отправителя) до получателя могут участвовать только один вид транспорта или несколько видов.
В первом случае, т.е. при перевозке грузов одним видом транспорта, перевозки называют прямым сообщением. Если же в перевозке груза участвуют несколько видов транспорта, такие перевозки называют смешанным сообщением. Как правило, в перевозке каждого груза участвует не один вид транспорта. Например, перевозку грузов морем, железной дорогой, по реке дополняет доставка грузов автотранспортом.
Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раздельных документов, сопровождающих груз. Причем каждый перевозчик на своём участке отвечает за груз.
Можно организовать перевозку и по-другому: ответственность за доставку груза от грузоотправителя до грузополучателя берет на себя один из перевозчиков. Он выдает отправителю сквозной транспортный документ (накладную), при передаче груза с одного вида транспорта на другой новые документы не оформляются, причем устанавливается сквозная единая тарифная ставка на перевозку.
Такой перевозчик или экспедитор называется оператором, а перевозка, в соответствии со ст. 788 Гражданского кодекса Российской Федерации, прямым смешанным сообщением.
За рубежом такие перевозки получили название «комбинированные» или «мультимодальные» (от слова multi - много и modal – вид), в отличие от перевозок, выполняемых одним видом транспорта, которые определяются термином – перевозки в прямом (железнодорожном, водном и т.п.) сообщении.
В настоящее время основной объем перевозок осуществляется при помощи двух и более видов транспорта, т.е. в смешанном сообщении.
Около 90 % грузов, перевозимых на первых этапах морским транспортом, в дальнейшем перевозится по железным дорогам. 50 % грузов внутреннего водного транспорта также передается на железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт взаимодействует со всеми видами транспорта, в том числе с железнодорожным, обеспечивая перевозки «от двери до двери», если на предприятии (получателе или отправителе груза) нет подъездных путей от магистрального железнодорожного транспорта.
Сложность организации смешанного сообщения заключается в том, что такая схема перевозки требует слаженности и синхронности действий видов транспорта, имеющих разную технологию транспортировки и погрузки-разгрузки, не одинаковые документы и т.п.
Транспортировка грузов в прямом смешанном сообщении производится с организацией погрузочно-разгрузочных работ при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой по двум вариантам:
- прямым вариантам, при которых груз попадает сразу с подвижных средств одного вида транспорта на подвижные средства другого вида транспорта (судно-вагон, судно-автомашина);
- складским вариантам, при которых груз при перегрузке сначала попадает на склад, а уже потом со склада грузится в подвижные средства того или иного транспорта для отправки (вагон-склад, судно-склад).
Организация перевалки грузов с одного вида транспорта на другой осуществляется, как правило, с соблюдением Единого технологического процесса (ЕТП) работы различных видов транспорта.
ЕТП предусматривает следующие виды транспортных операций:
передачу информации о подходе подвижных средств, которая необходима для оперативной подачи под загрузку подвижных средств другого вида транспорта;
сменно-суточное планирование работы пункта перевалки;
организацию погрузочно-разгрузочных работ;
оформление передачи груза с одного вида транспорта на другой;
подготовку подвижных средств в санитарном, техническом, термическом отношениях, современную подачу их на фронты перегрузки.
Эти операции надо организовать, управлять их выполнением, контролировать ход исполнения.
Как уже отмечалось выше, прямые смешанные перевозки осуществляются по одному перевозочному документу. Например, при прямом железнодорожно-автомо-бильном сообщении имеется только железнодорожная накладная.
Организация прямых смешанных перевозок влечет за собой возникновение дополнительных транспортно-правовых вопросов, связанных с особенностями организации таких перевозок и регулированием взаимоотношений видов транспорта, участвующих в определенной перевозке.
Поэтому между различными транспортными организациями заключаются соглашения, в которых оговариваются права и обязанности сторон по организации и проведению работ, связанных с перевозкой грузов.
Официально в прямое смешанное сообщение входят следующие виды транспортных организаций, установленные соответствующими федеральными органами исполнительной власти:
железнодорожные станции;
морские и речные порты;
автомобильные станции;
аэропорты.
Перечень таких организаций содержится в Сборниках правил перевозок и тарифов.
В большей степени в единой транспортной системе России распространены следующие схемы смешанных перевозок:
железнодорожно-водные;
река-море;
железнодорожно-автомобильные.
Одним из пунктов договора перевозки в смешанном сообщении является срок доставки груза.
Срок доставки определяется путем суммирования сроков доставки различными видами транспорта. При этом срок непосредственной транспортировки увеличивается на время перегрузки в транспортных узлах.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5