3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
В рыночной экономике качество продукции или услуги является решающим фактором в конкурентной борьбе за потребителя.
Под качеством транспортного обслуживания клиентуры при грузовых перевозках подразумевают совокупность ряда факторов, характеризующих перевозку: полноту, скорость, своевременность или равномерность доставки, сохранность грузов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных услуг.
В условиях конкуренции между отдельными видами транспорта повышение качества транспортного обслуживания становится одним из главных путей завоевания транспортного рынка.
Качество транспортных услуг, как и любой продукции, понятие относительное и может быть измерено с помощью определенных показателей.
Основными показателями качества транспортного обслуживания являются:
- степень удовлетворения спроса по объему перевозок за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки) – к ус.;
- степень ритмичности отправления или прибытия грузов - Кр;
- степень выполнения установленных сроков доставки грузов - Кд;
- степень сохранности перевозимых грузов – К с.г. ;
- «колесо качества» - Ко .
Рассмотрим каждый из показателей более детально.
Степень удовлетворения спроса по объему перевозок можно определить по следующей формуле:
Кус = ,
где , - соответственно фактический объем перевозок и согласованный плановый спрос на перевозки грузов за период времени t.
Степень ритмичности отправления или прибытия грузов исчисляется по формуле:
кр= ,
где – фактическое количество поставок продукции (грузов), доставленной с соблюдением установленного нормативного интервала поставок за период времени t; - общее количество поставок за тот же период времени.
Нормативный интервал поставок продукции определяется при заключении договора между грузовладельцем и транспортной организацией. Этот интервал устанавливается в определенном диапазоне времени (min – max) в сутках в расчёте на производственные и страховые запасы.
Степень выполнения установленных сроков доставки грузов (уровень скорости доставки) рассчитывают по следующей формуле:
кд =
где - фактический объем перевозок грузов, доставленных грузополучателям с соблюдением нормативных сроков доставки; - общий объем перевозок анализируемых грузов.
Ускорение доставки грузов и соблюдение установленных сроков доставки имеют большое значение для грузовладельцев, так как оказывают большое влияние на размеры их оборотных средств.
Степень сохранности перевозимых грузов определяется следующим образом:
кcr = ,
где - потери продукции в пунктах погрузки-выгрузки, при транспортировке.
В объем потерь продукции в процессе перемещения, как правило, включаются только потери грузов сверх норм естественной убыли, установленных по родам грузов на всех видах транспорта.
Показатели кус, кр, кд, ксг численно находятся в диапазоне от 0 до 1 и могут быть определены:
- по видам транспорта и их предприятиям;
- по родам грузов;
- по регионам;
- по грузовладельцам в любом масштабе времени.
Каждый показатель имеет большое самостоятельное значение.
Однако для обобщенной оценки качества обслуживания клиентуры тем или иным видом транспорта требуется единый (комплексный) показатель.
Таким комплексным (общим) показателем качества транспортных услуг (Ко) является совокупность рассматриваемых выше показателей. Этот показатель называют «колесо качества» (рис.3.1).
«Колесо качества» рассчитывается по формуле:
К0 =
где - рейтинговые коэффициенты, учитывающие оценки отдельных показателей потребителями транспортных услуг и определяемые методом экспертных оценок; Ко – оценивается в диапазоне от 0 до 1.
Рис. 3.1. «Колесо качества» транспортного обслуживания клиентов
Существует и ряд других показателей качества транспортного обслуживания. Например, для транспортных предприятий важным показателем их работы является объем невывезенных грузов ( ), который определяется по формуле:
По существу, показатель количественно характеризует состояние транспортного обслуживания клиентуры.
На предприятиях транспорта определяют также показатель регулярности перевозок грузов (Крп), который характеризует как качество работы транспорта, так и равномерность производства и предъявления грузов к перевозке:
крп = ,
где - максимальный объем перевозок грузов за определенный интервал времени (месяц, сутки) в течение анализируемого периода (года, месяца); - средний объем перевозок грузов за тот же анализируемый период (год, месяц) за интервал времени (месяц, сутки). при расчёте крп в масштабе года определяется делением годового объема перевозок на 12 (количество месяцев в году).
Предприятиям транспорта, независимо от формы собственности, чтобы успешно работать на транспортном рынке и обеспечить надлежащую конкурентоспособность своих транспортных услуг, необходимо достигать высокого уровня показателей качества транспортного обслуживания, эффективности транспортного процесса,
Для достижения единства в оценке качества транспортных услуг на территории России действует государственный стандарт ГОСТ Р5 51005-96. Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5