logo
Archive / Для_АПб / _Лабораторные_Т и ПРС_АПб_13

10.1.2. Бульдозеры с поворотным отвалом

Бульдозер ДЗ-18 с гидроуправлением на тракторе Т-100МГТ1 класса 10 т является базой унификации всех бульдозеров такого типа на тракторах класса 10 т (рис. 10.7).

Основными узла­ми бульдозерного оборудования является универсальная рама 7 и отвал 5.

Рама 7 с помощью опорных шарниров 8 и опор 9 соединена с рамами гусеничных тележек базового трактора 1, а через кронштейн в ее передней части – с головками штоков гидроцилиндров 2.

Отвал 5 с козырьком 4 и ножами 6 соединен с универсальной рамой 7 посредством толкате­лей 3 и шарового гнезда 10.

Универсальная рама представляет собой сварную подковообразную конструкцию из двух согнутых брусьев коробчатого сечения, сваренных из швеллеров и листов или уголков.

Универсальной она называется потому, что ее используют не только для бульдозеров с гидравлическим и канатно-блочным управлением, но также и для других видов навесного оборудования (кусторезов, корчева­телей, снегоочистителей) с обоими ти­пами управления.

Рис. 10.8. Универсальная рама

Универсальная рама (рис. 10.8) состоит из двух полурам 1 и 5, соединенных между собой листом и шаровой головкой 4.

Для соединения со штоками гидро­цилиндров сверху на полурамах приварены проушины 2. Проушина 3 служит для соединения рамы с обоймой блоков.

Головки штоков гидроцилиндров снабжены шаровыми подшипниками и соединены с проушинами 2 при помощи пальцев 6 и корончатых гаек 7.

Для соединения рамы с толкателем используются кронштейны 8. С опорами 10, приваренными к рамам гусеничных тележек, раму соединяют проушинами и пальцами 12, которые для облегчения разборки имеют различные диаметры посадочных поверхностей и снабжены резьбовыми отверстиями (для съемника) на торцах.

Пальцы фиксируют в опорах шпильками 11; в проушины рамы запрессованы втулки 13, которые при износе могут заменяться.

В будущем для соединения рамы с трактором предполагается использовать опорные шарниры, как у бульдозеров ДЗ-54. Эти шарниры обеспечивают более легкую разборку.

Рис. 10.9. Поворотный отвал

Отвал (рис. 10.9) представляет собой сварную коробчатую конструкцию с криволиней­ным лобовым листом 21. Сзади внизу лобовой лист укреплен коробкой, состоя­щей из днища 14, задней стенки 19 и диафрагмы 18.

Шаровое гнездо 17 вварено в середине отвала в эту коробку и снабжено пластиной 25 для соединения с шаровой головкой универсальной рамы.

Сверху лобовой лист усилен верхней коробкой 22 и вертикальными коробками 24. Козырек 23 укреплен ребрами 26. По бокам к лобовому листу приварены боковины 20 с износными пластинами 30.

Для соединения отвала с толкателями используются проушины 16 с пальцами 15. Внизу к лобовому листу болтами закреплены правый 27, средний 28 и левый 29 ножи. В этом месте лобовой лист усилен планкой.

Толкатели (рис. 10.10) служат для крепления отвала к раме и изменения его положения для работы.

Они выполнены в виде брусьев коробчатого или трубчатого сечения и винтовых раскосов. Раскосы связаны между собой шарнирными соединениями, обеспечиваю­щими возможность изменения расстояний между местами крепления к раме и отвалу.

Рис. 10.10. Толкатель

Толкатели соединены с проушинами на отвале при помощи пальцев и крестовины 31 и 42. В трубу 35 раскоса спереди вварен вкладыш 32 с внутренней резьбой, а сзади – втулка с проушиной 36. Проушина 36 может поворачиваться во втулке. От осевого смещения она удерживается буртиком на ее конце.

В середине через трубу раскоса проходит рукоятка 34, с помощью которой изменяют длину раскоса. Резьбовая часть винта 33 раскоса защищена от пыли уплотнением, имеющемся во вкладыше.

Брус 40 спереди соединен с крестовиной 42 при помощи вваренной в него вилки 44 и соединительного пальца 43. Сзади к брусу приварена проушина 36, служащая для соединения с раскосом. При помощи винта 37 с вилкой 39 брус соединен со шкворнем 38, укрепленным в кронштейне на раме. Во избежание самопроизвольного отворачивания винта бруса резьбовое соединение зажимают стяжным болтом 41. Смазываются винты и шарниры толкателей через масленки.

Изменяют угол резания и перекос отвала в ту или иную сторону путем одинакового или различного изменения длины раскосов толкателей, а изменение угла в плане – путем перестановки шкворней 38 толкателей в различные кронштейны на раме.

Бульдозер ДЗ-17 (рис. 10.11) с канатно-блочным управлением на базе трактора Т-100М класса 10 т отличается от вышеописанного бульдозера только управлением.

Рис. 10.11. Бульдозер ДЗ-17 с канатно-блочным

управлением и поворотным отвалом

Отвал 5 с козырьком 4 и ножами 6, толкатели 7, универсальная рама 8, опорные шарниры 9 и опоры 10 полностью такие же, как у бульдозера ДЗ-18. Передняя стойка 2, полиспаст 3 и канатно-блочная система управления полностью унифицированы с такими же узлами бульдозера ДЗ-53. Управление осуществляется от однобарабанной лебедки, рычаг которой выведен в кабину.