logo
Archive / Для_АПб / _Лабораторные_Т и ПРС_АПб_13

5.3. Автомобили-самосвалы зил-ммз

Гидравлический подъемный механизм, установ­ленный на самосвалах ЗИЛ-ММЗ показан на рис. 5.17.

Рис. 5.17. Опрокидывающий механизм кузова самосвалов ЗИЛ-ММЗ

Масляный насос подъемного механизма размещен в одном бло­ке с коробкой отбора мощности, присоеди­ненной к коробке передач с правой стороны.

На продольно перемещающейся оси 2 посажена промежу­точная шестерня 3, которая находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 4. К картеру 1 коробки отбора мощности болтами присоеди­нен масляный насос 7, ось ведущей шестерни которого через шлицевую втулку 5 и шлицевой валик соединена с ведомой шестерней 4 коробки отбора мощности.

Масляный насос включается перемещением оси 2 вправо (вперед по ходу автомобиля) при помощи рычага 15 (из положе­ния (а) в положение (б)). При этом промежуточная шестерня 3, на­саженная на ось 2, входит в зацепление с шестерней 8 блока шес­терен заднего хода короб­ки передач. Для безударного сцепления шестерни 3 с шестерней 8 при работающем двигателе предвари­тельно выключается сцепление.

При работе насоса масло забирается из бака 17 и через об­ратный клапан 9 под давлением подается по трубопроводу 10 и телескопиче­ский цилиндр 18. После полного выдвижения звеньев цилиндра необ­ходимо подачу масла в цилиндр прекратить (рычаг 15 перевести из положения (б) в положение (а)). Если этого не сде­лать, то при определенном давлении масла сработает шариковый предохрани­тельный клапан 12 и масло по трубо­проводу возвращается в бак 17.

Кузов опускается при неработающем насосе. Для выключе­ния насо­са необходимо рычаг 15 перевести из положения (а) в по­ложение (в). При этом через промежуточную скобу 14, шарнирно соединенную с ры­чагом 15, происходит перемещение золотника 11 вправо и тем самым, открывается проход масла из полости те­лескопического цилиндра 18 в бак 17 (по трубопроводу через от­верстия в корпусе 13 крана уп­равления и фильтра 16). При опус­кании кузова масло перетекает из цилиндра в бак под действием веса кузова.

Чтобы остановить пустой или загруженный кузов автомо­биля-са­мосвала в любом промежуточном положении (нейтраль­ное положение), необходимо рычаг 15 установить в положение (а). Тогда золотник 11 крана управления разобщит полость цилиндра 18 с масляным баком 17. Перетеканию масла в бак через насос препятствует клапан 9.

Масляный на­сос гид­равлического подъемного механизма самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 при нейтральном положении рычага 15 не работает (положение (а)), так как шестерня 3 выведена из зацеп­ления.