logo
Archive / Для_АПб / _Лабораторные_Т и ПРС_АПб_13

9.2.3.1. Рабочее оборудование прямой лопаты

Рабочее оборудование прямой лопаты состоит из стрелы, рукояти, ковша, напорного механизма и механизма открывания днища ковша.

Рис. 9.25. Стрела прямой лопаты

Стрела (рис. 9.25) представляет собой сварную конструкцию из двух балок, объединенных в нижней части в закрытую коробку.

Две пяты 1 стрелы крепятся шарнирно к поворотной платформе. Снизу к стреле прикреплены амортизаторы 5, предотвращающие удары ковшом.

С правой стороны стрелы находится указатель угла наклона 7.

В гильзах 8 устанавливается седловой вал напорного механизма. В верхней части стрелы на оси 10 установлены головные блоки 9 подъемного каната и блоки 11, за которые стрела подвешивается к двуногой стойке.

Рукоять (рис. 9.26) представляет собой сварную балку коробчатого сечения. К заднему концу ее болтами 1 прикреплены кронштейн 2 с уравнительным блоком 3 напорного каната и амортизатором 4, работающим при упоре кронштейна в седло рукояти. На балке 5 крепится планка 6, являющаяся передним ограничителем хода рукояти.

Рис. 9.26. Рукоять и ковш прямой лопаты

Снизу к передней части рукояти при помощи коуша 7 и пальца 8 крепится возвратный канат, длина которого регулируется винтом 9. Сверху к рукояти приварен уголок 13, ограничивающий ход рукояти назад во избежание удара ее задним концом по двуногой стойке.

Ковш (рис. 9.26) сварно-литой конструкции состоит из передней 15, двух боковых и задней стенки. Литой верхний пояс передней стенки снабжен съемными зубьями 16. К задней стенке приварены два ребра, к которым шарнирно крепится рукоять и тяги 11, также соединяющие ковш с рукоятью. К ним же присоединяется днище 12.

Напорный механизм состоит из напорного барабана, установленного в передней части поворотной платформы, и седлового вала, установленного в средней части стрелы.

Рис. 9.27. Напорный барабан

Напорный барабан 9 (рис. 9.27) установлен на оси 4 на подшипниках 3.

Заодно с барабаном выполнена звездочка 5, получающая вращение от вала главной лебедки и разделяющая барабан на две части (см. рис. 9.24).

Справа от звездочки на барабане закреплены две ветви напорного каната 6, возвратный канат 7 и канат 8 открывания днища ковша. На большем диаметре барабана (слева от звездочки) закрепляется подъемный канат 2.

При подъеме ковша, т.е. при наматывании правой ветви подъемного каната на барабан 13, усилие, возникающее в подъемном канате (в ее левой ветви) (см. рис. 9.24, оборудование прямой лопаты), вращает напорный барабан в направлении, соответствующем выдвижению рукояти. Таким образом, при подъеме ковша и одновременном его выдвижении вместе с рукоятью, осуществляется копание.

При этом благодаря цепной передаче 19, будет вращаться также левый барабан главной лебедки (с двумя звездочками), торможение которого приводит к остановке напорного барабана и прекращению выдвижения рукояти.

При включении фрикционной 21 и кулачковой 22 муфт вала реверса главной лебедки ее левый барабан и связанный с ним напорный барабан будут вращаться в обратную сторону, т.е. на напорный барабан наматывается возвратный канат 7 (см. рис. 9.27), а напорный канат 6 будет сматываться с барабана, что вызовет возвратное движение рукояти в сторону экскаватора. Так осуществляется управление работой напорного механизма.

Седловой вал установлен в средней части стрелы (см. рис. 9.25) и служит для соединения стрелы с рукоятью с возможностью выдвижения и возврата рукояти.

Рис. 9.28. Седловой вал

В средней части седлового вала 6 (рис. 9.28) на подшипниках посажены два блока 7 и 11 напорного и блок 8 возвратного канатов.

По обеим сторонам от блоков на вал насажены подшипники седла 9. Справа у балки стрелы посажен блок 13 механизма открывания днища ковша, а слева распорная втулка 5. Внутри седла 9 между вкладышами 10 располагается и может перемещаться вдоль своей оси рукоять.

Механизм открывания днища ковша (рис. 9.29) работает следующим образом.

Рис. 9.29. Механизм открывания днища ковша

Засов 12 может передвигаться в двух скобах 11, приваренных к днищу ковша. При закрывании днища конец засова под действием собственного веса и пружины, помещенной в коробке 6, входит в петлю на передней стенка ковша и удерживает днище в закрытом положении.

Через паз в засове проходит рычаг 9, к свободному концу которого присоединена цепь 5, второй конец которой крепится к рычагу 4 на рукояти. Пружина, заключенная в стакан 8, посредством тяги 7 постоянно оттягивает рычаг 4 в сторону ковша. К рычагу 4 прикреплен также канат 3, который, огибая блок на седловом валу (см. рис. 9.28) и ролики рычага 1, закрепляется на напорном барабане.

При любом движении рукояти изменение длины каната 3 равно изменению длины возвратного каната напорного механизма, в результате чего канат 3 всегда находится в натянутом состоянии.

Открывание днища происходит при включении пневмокамеры 2, шток которой поворачивает рычаг 1. При этом рычаг 4 отклоняется назад и через цепь 5 и рычаг 9 выдергивает засов 12, что влечет за собой открывание днища.