logo
Archive / Для_АПб / _Лабораторные_Т и ПРС_АПб_13

7.1.1.3. Рабочее оборудование одноковшовых погрузчиков

Рабочее оборудование одноковшовых погрузчиков делят на два типа:

  1. сменное, монтируемое непосредственно на стреле погрузчика;

  2. навесное, устанавливаемое спереди, сбоку или сзади погрузчика, в зависимости от его типа и назначения.

Сменное оборудование предназначено для выполнения:

При помощи навесного оборудования можно выполнять следующие работы:

Ковш нормальной емкости (стандартный) используют для погрузки различных сыпучих и мелкокусковых навалочных грузов с объемным весом 1,2  1,8 т/м3 и для землеройных работ в грунтах II – III категорий.

Рис. 7.5. Ковш нормальной емкости (стандартный)

Ковш (рис. 7.5) имеет плоскую заборную часть 11, переходящую в днище 10, которое плавно по радиусу переходит в заднюю стенку 6 и козырек 5. Заборная часть и боковые стенки 14 ковша имеют режущую кромку 13 из износостойкой стали.

К задней стенке ковша по всей его длине приварены жесткие продольные балки 1, 2 и 3, а к ним проушины 8 с вваренными в них втулками 7 и 9 для крепления ковша к стреле и тягам рычажного механизма.

Для большей жесткости проушины ковша в нижней части усилены ребрами жесткости 15. Верхняя часть ковша и козырек усилены ребрами 4, а на ковшах мощных погрузчиков с внутренней стороны ковша приварены ребра жесткости 16 треугольного сечения.

Для уменьшения сопротивления внедрению при разработке крупнокусковых материалов режущая кромка ковша оборудована зубьями 12.

Ковш уменьшенной емкости предназначен для погрузки тяжелых материалов с объемным весом выше 2 т/м3 и для разработки слежавшихся смерзшихся материалов.

Ковш увеличенной емкости применяют только для погрузки легких материалов с объемным весом до 1,2 т/м3 . Геометрическая емкость ковша при этом обычно в 1,5 раза больше объема стандартного ковша за счет увеличения его ширины и глубины. Режущая кромка зубьев не имеет.

Двухчелюстной ковш является универсальным рабочим органом и выполняет функции четырех рабочих органов – неповоротного бульдозерного отвала, ковша, грейфера и скрепера. Двухчелюстной ковш, в основном, применяют на погрузочных и бульдозерных работах, а грейферные и скреперные работы, выполняемые этим ковшом, как правило, носят вспомогательный характер.

Рис. 7.6. Двухчелюстной ковш

Двухчелюстной ковш (рис. 7.6) состоит из неподвижной челюсти 3, выполненной в виде бульдозерного отвала с режущей кромкой, и подвижной 6, соединенных между собой шарнирами 5.

Подвижная челюсть поворачивается при помощи двух гидроцилиндров 8, расположенных с задней стороны бульдозерного отвала. Угол раскрытия подвижной челюсти составляет более 90°. Подвижная челюсть 6 имеет две боковые стенки и закругленное двойное днище 15. Сзади и спереди к днищу приварены режущие кромки 7 и 16 из износостойкого материала. На передней кромке 7 установлены рыхлительные зубья 14. Неподвижная челюсть – отвал бульдозера – крепится на пальцах 12 и 13 к стреле и рычажному механизму. В нижней части отвал бульдозера оборудован сменным ножом 17.

Ковш может поворачиваться относительно стрелы с помощью рычажной системы.

Рис. 7.7. Способы работы двухчелюстным ковшом:

а бульдозерный отвал; б ковш; в грейфер; г скрепер

Когда подвижная челюсть раскрыта полностью, двухчелюстной ковш работает как бульдозерный отвал (рис. 7.7, а).

При замкнутой подвижной челюсти 6 двухчелюстной ковш превращается в обычный, через переднюю кромку 7 которого зачерпывается материал (рис. 7.7, б). Выгружается материал или опрокидыванием ковша или раскрытием подвижной челюсти 6.

При выполнении грейферных работ полностью поднята подвижная и максимально отклонена вперед неподвижная (рис. 7.7, в) челюсти. При замыкании подвижной челюсти и запрокидывании неподвижной набирается материал.

При выполнении скреперных операций (рис. 7.7, г) подвижная челюсть слегка приподнимается. Грунт, срезаемый ножом бульдозера, слоями поступает в ковш. Когда ковш наполнен, подвижная челюсть закрывается и материал транспортируется к месту разгрузки. При помощи двухчелюстного ковша возможна и послойная отсыпка материала. Для этого погрузчик с частично раскрытым ковшом движется задним ходом.

Рис. 7.8. Монтажно-поворотный захват

Монтажно-поворотный захват (рис. 7.8) – универсальный сменный рабочий орган – предназначен для работы с длинномерными грузами (столбы, сваи, трубы).

Он состоит из рамы, которая крепится к стреле 2 и тягам 1 рычажного механизма проушинами 6 и пальцами.

Рама 7 выполнена в виде Н-образных кронштейнов, соединенных между собой жестко поперечной связью 9. В нижней части рамы с обеих сторон имеются проушины 10, в одну из которых вставлен палец, вокруг которого поворачивается люлька 3.

Люлька представляет собой две грузовые вилки жестко связанные поперечинами. На поворотной люльке в плоскости грузовых вилок имеются прижимные лапы 4 с гидроцилиндрами 5.

Поворот люльки осуществляется гидроцилиндром 8. Для изменения направления поворота люльки необходимо палец, находящийся в проушине 10, переставить на другую сторону рамы. Прижимные лапы 4 имеют накладки из плотного дерева, что обеспечивает надежное удержание груза в любом положении.

Рис. 7.9. Высотное

оборудование

Высотное оборудование (рис. 7.9) используют для погрузки, разгрузки, транспортировке на небольшие расстояния и подачи на высоту 8  10 м пакетированных и штучных грузов, строительных конструкций и т.п.

Конструктивно высотное оборудование представляет собой стрелу и рычажный механизм фронтального ковшового погрузчика, на которые вместо ковша навешивается телескопический грузоподъемник. Конструкция и принцип работы грузоподъемника аналогичны грузоподъемнику автопогрузчика и будут рассмотрены ниже.

Рыхлитель предназначен для разрыхления тяжелого и смерзшегося грунта перед копанием ковшом погрузчика. Его можно устанавливать на все гусеничные погрузчики и пневмоколесные большого типоразмера.

Рыхлитель (рис. 7.10) навешивается на корпус заднего моста трактора при помощи трех шарниров.

Рис. 7.10. Рыхлитель

Конструктивно он выполнен в виде жесткой балки 5 с рыхлительными зубьями 7, которые являются съемными и крепятся в гнездах балки 5 пальцами 3.

Общее число зубьев 3  5, причем в зависимости от категории грунта можно использовать разное число зубьев.

Гидравлический грейфер (рис. 7.11) предназначен для погрузо-разгрузочных работ с сыпучими и мелкокусковыми материалами. Его устанавливают на стрелу погрузчика при помощи стрелы-удлинителя 1.

Рис. 7.11. Гидравлический грейфер

Конструктивно грейфер выполнен в виде челюстей 6 и 8, шарнирно закрепленных на траверсе 5 и четырех тягах 4. В средней части траверса соединена со штоком гидроцилиндра 3 управления грейфером. Гидроцилиндр 3 и тяга 4 в верхней части объединены общим кронштейном, имеющим проушины, которыми грейфер посредством серьги 2 подвешивается к стреле удлинителю 1. Режущие кромки челюстей снабжены зубьями 7, установленными в шахматном порядке – через один.

Кроме указанных сменных рабочих органов одноковшовые погрузчики могут иметь и другие: челюстной и клещевой захваты, вилы для штучных грузов, крановый гусек, которые более характерны для автопогрузчиков. Поэтому эти виды сменных рабочих органов будут рассмотрены ниже при описании работы автопогрузчиков.