logo
Archive / Для_АПб / _Лабораторные_Т и ПРС_АПб_13

6.3. Автоцистерны для перевозки строительных грузов

Автоцементовозы предназна­чены для бестарной перевозки порош­кообразных и пылевидных строитель­ных материалов (це­мента, гипса, извести, минеральных порошков).

Автоцементово­зы выпускаются двух типов: с пневма­тиче­ской разгрузкой; с пневматической самозагрузкой и пнев­матиче­ской выгрузкой.

Рис. 6.8. Схема автопоезда-цементовоза

Автопоезд-цементовоз (рис. 6.8) состоит из седельного тя­гача 1 и цистерны-полуприцепа 4.

На тягаче за кабиной смонтиро­ван вакуум-ком­прессор 2, который приводится в дейст­вие от дви­гателя тягача через коробку отбора мощности, карданную и клиноременную передачи. Компрес­сор соединяется с цистерной при по­мощи гибкого шланга с быстроразъем­ным замком.

Несу­щая цилиндрическая цистерна с эллиптическими днищами рас­положена с уклоном в сторону раз­грузки и комплектуется разгру­зочными шлангами 6. В верхней части цистерны имеется один или два загру­зочных люка 3 с резиновыми прокладка­ми, герме­тически закрываемых крыш­кой при помощи рычага с винтом и гайкой. Для удобства доступа к за­грузочным люкам цистерна оборудова­на лестницей и площадкой с перилами.

Принципиальная схема загрузки-разгрузки цистерны пока­зана на рис. 6.9.

Рис. 6.9. Пневматическая схема загрузки-разгрузки

цистерны-цементовоза

Загрузка и разгрузка цистерны 1 осуществляется с помощью вакуум-компрес­сора 14, оборудованного масловлаго­отделителем 13, масляным фильтром 15 и фильтром 12 второй ступени очист­ки воздуха, поступающего из цистерны.

При загрузке цистерны цементом шланг 7 подсоединяется к фильтру 4 первичной очистки воздуха, а шланг 9 отсоединяется. Компрессор при закры­той крышке 12 и открытом замке 6 создает в цистерне разрежение, контролируемое по мановакуумметрам 8, установленным на цистерне и фильтре 15. При этом це­мент через заборный рукав 21 с нако­нечником 22, открытый замок 24 и трубу 2 поступает в цистер­ну. Для равномерного распределения цемента по цистерне по всей длине трубы 2 выполнена щель.

Объем цемента, загруженного в ци­стерну, контролируется с помощью указателя 3, состоящего из корпуса, резиновой диа­фрагмы и двух контак­тов, которые замыкаются при надавли­ва­нии слоя цемента на диафрагму и включают звуковой сигнал ав­томоби­ля-тягача. После подачи сигнала на­конечник 22 вынима­ется из цемента и после некоторой выдержки, необходи­мой для очистки рукава 21 от цемента, вакуум-компрессор отключается.

Загрузка цемента может также осуществляться в загрузоч­ный верхний люк 5 (один или два), закрываемый герметично в транспортном положении. При этом цемент поступает в люк 5 по тканевым рукавам из бункера склада либо под действием собст­венного веса, либо с при­менением сжатого воздуха.

Выгрузка цемента осуществляется при помощи сжатого воздуха, по­ступающего от вакуум-компрессора (крышка 12 от­крыта) через масловлагоотделитель 13, гибкий шланг 9, об­рат­ный клапан 10 и краны 11 к аэро­днищу 25 и по трубопроводу 17 через обратные клапаны 10 и 16 к продувочной фор­сунке 20. При этом замок 6 должен быть закрыт.

Аэроднище представляет собой ло­ток, днище которого со­стоит из не­скольких слоев пористой ткани, уло­женной на метал­лическую сетку и прижатой по периметру болтами. Для лучшего стекания цемента на аэро­днище по всей длине цистерны под уг­лом 50° установлены два откоса. Сжатый воздух, проникающий через аэроднище, смешиваясь с цементом, придает ему текучесть. Аэрированный таким образом цемент за счет наклона цистерны на­зад стекает к разгрузочному патруб­ку 18.

Поток воздуха, посту­пающий из продувочной форсунки с большой ско­ростью, при от­крытом кране 19, уста­новленном на патрубке 18, захватыва­ет цемент и по разгрузочному шлангу 23 транспортирует его к месту выгруз­ки. Признаком окончания разгруз­ки цистерны явля­ется падение давле­ния в ней до нуля.

Автобетоновозы предназначе­ны для перевозки готовой бе­тонной смеси от места приготовления до строи­тельных объектов на расстояние до 30 км.

Кузов 2 автобетоновоза СБ-113А (рис. 6.10) установлен на надрамнике 9, шарнирно закрепленном на раме автомобиля.

Рис. 6.10. Автобетоновоз СБ-113А

В отличие от автомобилей-самосвалов двухстенный корытообразной фор­мы кузов автобетоновоза имеет тепло­изоляцию. Загрузочная горловина и разгрузочное отверстие закрываются крышками 3 и 4, за счет чего бетонная смесь предохраняется от высыхания в жаркую погоду и предупреждается по­падание в нее атмосферных осадков, а также исключаются потери смеси при транспортировке.

Крышка 3 над загрузочным устрой­ством открывается и за­крывается пнев­моцилиндром 1, приводимым в дейст­вие сжатым воздухом и управляемым водителем из кабины. Крышка 4 над разгрузочным отверстием шарнирами соединена с кузовом. Она состоит из двух частей – горизонтальной и на­клонной, шарнирно соединенных меж­ду собой. На горизонтальной части крышки предусмотрены упоры, огра­ничивающие поворот одной крышки относительно другой при ее отводе во время выгрузки смеси или чистки ку­зова. В отведенном состоянии крышка фиксируется упором 5. Открывается и закрывается крышка с помощью ры­чажно-пружинного механизма.

Подъем кузо­ва при выгрузке бетонной смеси и его опуска­ние осуществляются с помощью телескопического цилиндра 6. Гидро­привод подъема кузова такой же, как и у автомобилей-са­мосвалов. Для бо­лее быстрой и полной очистки кузова от налип­шей смеси при выгрузке ее предусмотрен пневматический вибра­тор, приводимый в действие от пневма­тической системы автомо­биля. Вибра­тор включается автоматически после достижения за­данного угла подъема кузова.

Автобетоносмесители пред­назначены для транспортирова­ния го­товой бетонной смеси на дальние расстояния, а также для приготовления ее в пути следования или на строительных объек­тах.

Рис. 6.11. Автобетоносмеситель СБ-92А

Автобетоносмеситель (рис. 6.11) СБ-92А со­стоит из шасси 1 автомобиля, на кото­ром смонтирована дополнительная рама с ус­тановленным на ней техноло­гическим оборудованием: смеситель­ным барабаном, загрузочно-разгрузоч­ным устройст­вом, системой подачи воды, приводом барабана и пультом управления.

Смесительный барабан 5, выпол­ненный в виде двух усечен­ных конусов со сферическим днищем со стороны ка­бины води­теля, установлен под углом к горизонту на трех опорах: сфе­риче­ском подшипнике, смонтирован­ном на цапфе, вваренном в днище, и двух опорных роликах, установленных на раме, на ко­торые опирается бандаж барабана 8. К барабану со стороны днища приварена приводная звездоч­ка 4. Внутри барабана уста­новлены две винтовые лопасти 7, смешивающие исходные мате­риалы и выгружающие готовую смесь при вращении бараба­на в противоположную сторону.

Загрузочно-разгрузочное устрой­ство снабжено воронкой 9, жестко за­крепленной на раме, выходной носок которой размещен в горловине бара­бана. Приемный лоток 10 охватывает выходное отверстие барабана и на­правляет бетонную смесь к приемному желобу 11, угол наклона которого мо­жет регулироваться специ­альным вин­том. Шарнирное закрепление желоба позволяет пово­рачивать его в горизон­тальной плоскости. При необ­ходи­мости желоб может наращиваться до­полнительным звеном.

Вода в смесительный барабан по­дается из бака 3 центро­бежным насо­сом через счетчик ее расхода и раз­брызгиватель, ус­тановленный напро­тив выходного отверстия барабана. Разбрыз­гиватель закреплен шарнирно, что позволяет изменять направле­ние струи.

Управление приводом смесительного барабана осуществля­ется рычагами 2, 12, 14 – 16, а конт­роль работы привода – с по­мощью контрольно-измерительных приборов на приборном щитке 13.