5.1. Автомобили-самосвалы КамАз
Рис. 5.1. Платформа самосвала КамАЗ-5511
Передний борт 3 платформы установлен с наклоном вперед. К усилителям переднего борта и козырька приварены щеки 2 крепления кронштейна верхней опоры гидроцилиндра.
Основание платформы связано с боковыми бортами и передним бортом раскосами, которые образуют каналы для перехода выпускных газов, обогревающих платформу.
Между первой и второй поперечинами основания размещена ловушка полуцилиндрической формы, которая позволяет предотвращать боковое смещение платформы.
Ловушка, соединяясь с ловителем-амортизатором 14, установленным на надрамнике 6, при опускании платформы дает возможность платформе занять требуемое положение в поперечном направлении (в случае бокового смещения платформы) и при движении автомобиля удерживает ее в этом положении.
На основании к листу днища платформы приварены балки 12 опор платформы и балки 10 дополнительных опор платформы, к которым крепятся амортизаторы 11. Амортизатор платформы представляет собой обрезиненнную пластину с болтами крепления и является опорой платформы в транспортном положении. К основанию платформы приварен кронштейн 5 крепления страховочного троса.
Сварная конструкция надрамника 6 платформы состоит из двух лонжеронов, снабженных в задней части усилителями, образующими с лонжеронами коробчатое сечение, трех поперечин и усилителя 7 надрамника. К лонжеронам надрамника приварены кронштейны крепления надрамника к раме и кронштейны 8 осей опрокидывания платформы.
Рис. 5.2. Принципиальная схема подъемного механизма платформы самосвалов КамАЗ
При подъеме кузова сначала выключатель 9 устанавливается в положение «Включен», а потом включается переключатель 10 «Подъем». При этом последовательно срабатывают клапаны 5, 6 и 7 и сжатый воздух направляется соответственно в пневмокамеры 12 коробки отбора мощности, 3 и 4 крана управления 2 с предохранительным клапаном 15.
Клапан, обеспечивающий слив масла из масляного насоса 14 в масляный бак 16, закрывается, а клапан магистрали, ведущей от крана управления в гидроцилиндр 1, открывается.
При соответствующем давлении масла начинается подъем кузова. При подъеме кузова на угол 60° открывается клапан ограничения подъема кузова 17 и давление в системе падает. Кузов начинает опускаться, клапан ограничения закрывается, вновь возрастает давление, и кузов опять поднимается. Чередование этих процессов в конце подъема кузова обеспечивает его встряхивание и быстрейшую разгрузку.
Фиксация кузова при подъеме в любом положении осуществляется переводом переключателя «Подъем» в положение «Выключено». В этом случае клапаны 5 и 6 прекращают подачу сжатого воздуха в пневмокамеры 3 и 4, выход масла из гидроцилиндра перекрывается магистральным клапаном крана управления, а масляный насос перекачивает масло в масляный бак.
При опускании кузова переключатель «Опускание» устанавливается в положение «Включено». В этом случае срабатывает клапан 5 и открывается клапан, соединяющий кран управления с гидроцилиндром. Масло сливается в бак, и кузов опускается. После полного опускания кузова переключатель ставится в положение «Выключено».
В электросхему подъемного механизма включены предохранитель 11 и сигнализатор 8 (контрольная лампа).
Рис. 5.3. Коробка отбора мощности самосвала КамАЗ-5511
В картере 2 коробки на неподвижно закрепленной оси 1 на роликовом подшипнике 14 установлена промежуточная шестерня 15, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней привода промежуточного вала коробки передач и с большим зубчатым венцом ведущей шестерни 7, имеющей также малый зубчатый венец.
Шестерня 7 установлена на роликовом подшипнике 6 на конце оси 13, другой конец которой соединен с диафрагмой 3, отжимаемой вверх пружиной 4. Ось 13, имея свободу продольного перемещения, удерживается от проворачивания винтом 5.
Включение и выключение коробки отбора мощности производится сжатым воздухом при помощи пневмокамеры. Поступая в камеру, сжатый воздух перемещает диафрагму вниз и передвигает ось с ведущей шестерней. При этом малый зубчатый венец шестерни 7 входит в зацепление с зубчатой полумуфтой 9, установленной в картере коробки на шариковых подшипниках 8, а ее большой зубчатый венец продолжает оставаться в зацеплении с шестерней 15. Зубчатая полумуфта через призму 10 и муфту 11 передает вращение ведущему валу 12 масляного насоса, шлицевой конец которого соединен с муфтой 11.
При выпуске сжатого воздуха из пневмокамеры диафрагма возвращается в исходное положение, шестерня 7 выводится из зацепления с полумуфтой 9, и вращение валу 12 не передается. Включение коробки отбора мощности возможно только при выключенном сцеплении.
На автомобилях-самосвалах КамАЗ применяется электропневматическая система управления подъемным механизмом кузова. В систему входят (см. рис. 5.2) кран управления 2, ограничительный клапан 17 и электропневматические клапаны 5, 6, 7.
Кран управления (рис. 5.4) управляет потоком рабочей жидкости в гидравлической системе подъемного механизма.
Рис. 5.4. Кран управления подъемным механизмом платформы самосвалов КамАЗ
В нейтральном положении масло от насоса поступает в кран управления через штуцер 15, проходит через открытый клапан 14 и сливается в масляный бак.
При поступлении сжатого воздуха в пневмокамеру в полость над диафрагмой 10 диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, перемещается вниз, и клапан 14 закрывается. Одновременно сжатый воздух, поступивший через отверстие в корпусе крана в полость под диафрагмой 5, преодолевает сопротивление пружины, перемещает диафрагму влево и открывает клапан 4. Масло через открытый клапан 4 и штуцер 2 проходит в гидроцилиндр.
При выпуске сжатого воздуха из пневмокамер крана управления диафрагмы 5 и 10 под действием сжатых пружин возвращаются в исходное положение. При этом клапан 4 закрывается, а клапан 14 открывается.
При закрытом клапане 4 магистраль гидроцилиндра перекрыта (кузов фиксируется в поднятом положении), а масло при работающем насосе через открытый клапан 14 поступает в масляный бак.
В том случае, когда сжатый воздух поступает лишь в полость под диафрагмой 5, открывается только клапан 4, а клапан 14 продолжает оставаться в открытом положении. Масло в этом случае из гидроцилиндра сливается в масляный бак через открытые клапаны.
В кране управления имеется предохранительный клапан 16, который перепускает масло в масляный бак при возрастании давления в системе выше допустимого (при подъеме кузова с перегрузкой), исключая при этом дальнейший подъем кузова. Величина давления срабатывания предохранительного клапана строго отрегулирована на заводе-изготовителе, и изменение ее в процессе эксплуатации не допускается.
Рис. 5.5. Ограничительный клапан самосвалов КамАЗ: а – конструкция, б – схема установки
Рис. 5.6. Электропневматический клапан самосвалов КамАЗ
При нажатии гидроцилиндром 9 (рис. 5.5, б) на сферическую головку ограничительного клапана нагнетательная магистраль гидравлической системы подъемного механизма соединяется со сливной, чем предотвращается дальнейший подъем кузова.
Электропневматические клапаны служат для распределения сжатого воздуха по пневматическим исполнительным камерам коробки отбора мощности и крана управления.
Электропневматический клапан (рис. 5.6) состоит из корпуса 3, крышки 1 корпуса, электромагнита 4, штока 5, пружин 6, клапанов 8.
Воздух из баллона подводится к выводу I в полость в крышке клапана. При включении электромагнита шток, выдвигаясь, прижимает верхний клапан 8 к седлу корпуса. При этом нижний клапан отходит от седла и воздух из полости в крышке клапана через канал в корпусе и вывод III поступает к пневматическим исполнительным камерам, установленным на коробке отбора мощности или кране управления.
При выключении электромагнита нижний клапан поджимается с помощью пружины 6 к седлу корпуса, а верхний клапан отходит от седла. Воздух из пневмокамеры выходит в атмосферу через вывод II.
Гидроцилиндр подъемного механизма кузова автомобилей-самосвалов КамАЗ (рис. 5.7) телескопический, трехзвенный.
Рис. 5.7. Гидроцилиндр подъема платформы самосвалов КамАЗ-5511
Звенья перемещаются в латунных направляющих полукольцах 8 и втулках 14. Ход звеньев вверх и вниз ограничивается стопорными кольцами 12 и 7, а уплотнение обеспечивается резиновыми манжетами 15. Грязесъемники 16 предохраняют внутреннюю полость гидроцилиндра от попадания снаружи пыли и грязи.
Снизу к цилиндру при помощи полуколец 5 и хомута 6 прикреплено днище 4. Цилиндр имеет две шаровые головки 13, которые закреплены в опорах 1 гайками 3. Вкладыши 2 из спеченных материалов обеспечивают работу шарнирных соединений без смазки. Патрубок 9 обеспечивает связь внутренней полости гидроцилиндра с нагнетательной магистралью подъемного механизма кузова.
Масляный бак автосамосвалов КамАЗ (рис. 5.8) – штампованный, цилиндрической формы.
Рис. 5.9. Масляный фильтр самосвалов КамАЗ Рис. 5.8. Масляный бак самосвалов КамАЗ
В заливной горловине установлена фильтрующая сетка 3. Горловина закрывается резьбовой крышкой 5 с отверстием, сообщающим полость бака с атмосферой и указателем уровня масла 4 с нижней и верхней отметками. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих отметок.
Для предотвращения попадания пыли и грязи через отверстие в крышке заливной горловины предусмотрена волосяная набивка 6. На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр 7.
Схема фильтра масляного бака самосвалов КамАЗ показана на рис. 5.9.
Из сливной магистрали масло поступает через патрубок 1 в полость корпуса фильтра 3 и через фильтрующие элементы 2, трубу фильтра 4 поступает в бак. При чрезмерном засорении фильтрующих элементов давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5, и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- 1. Общие положения
- 2. Метод занятий
- 3. Методические указания к лабораторной работе «гидропривод погрузо-разгрузочных машин и устройств»
- 3.1. Гидравлические насосы
- 3.2. Гидравлические двигатели
- 3.3. Распределительные устройства
- 3.4. Регулирующие устройства
- 3.5. Вспомогательные устройства
- 3.6. Условные обозначения основного гидравлического оборудования
- 4. Методические указания к лабораторной работе «автопоезда»
- 4.1. Тягачи автопоездов
- 4.1.1. Автомобили-тягачи и тягово-сцепные устройства
- 4.1.2. Седельные тягачи и седельно-сцепные устройства
- 4.2. Прицепной состав автопоездов
- 4.2.1. Прицепы
- 4.2.2. Полуприцепы
- 4.2.3. Прицепы и полуприцепы-роспуски
- 5. Методические указания к лабораторной работе «автосамосвалы»
- 5.1. Автомобили-самосвалы КамАз
- 5.2. Автомобили-самосвалы маз
- 5.3. Автомобили-самосвалы зил-ммз
- 5.4. Самосвальные автопоезда
- 6. Методические указания к лабораторной работе «автоцистерны »
- 6.1. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов
- 6.2. Автоцистерны для перевозки пищевых продуктов
- 6.3. Автоцистерны для перевозки строительных грузов
- 7. Методические указания к лабораторной работе «погрузчики циклического и непрерывного действия»
- 7.1. Погрузчики циклического действия
- 7.1.1.1. Гусеничные одноковшовые погрузчики
- 7.1.1.2. Колесные погрузчики
- 7.1.1.3. Рабочее оборудование одноковшовых погрузчиков
- 7.1.2. Автопогрузчики (вилочные погрузчики)
- 7.1.2.1. Устройство автопогрузчиков
- 7.1.2.2. Рабочее оборудование автопогрузчика
- 7.2. Погрузчики непрерывного действия
- 8. Методические указания к лабораторной работе «самоходные стреловые и башенные краны»
- 8.1. Самоходные стреловые краны
- 8.1.1. Поворотные платформы и опорно-поворотные устройства
- 8.1.2. Ходовые устройства
- 8.1.3. Привод и основные механизмы
- 8.1.3.2. Грузовые лебедки
- 8.1.3.3. Стреловые лебедки
- 8.1.4. Рабочее оборудование и грузозахватные приспособления
- 8.1.4.1. Канатно-блочные системы стреловых кранов
- 8.1.4.2. Стрелы с гибкой подвеской
- 8.1.4.4. Грузозахватные органы
- 8.1.4.5. Грузозахватные приспособления
- 8.1.5. Приборы и устройства безопасности
- 8.1.5.1. Ограничители
- 8.1.5.2. Указатели
- 5.5.3. Устройства сигнализации
- 8.2. Башенные краны
- 8.2.1. Общее устройство башенных кранов
- 8.2.2. Опорные части и ходовые устройства
- 8.2.3. Привод и основные механизмы башенных кранов
- 9. Методические указания к лабораторной работе «одноковшовые экскаваторы»
- 9.1. Устройство одноковшового гидравлического экскаватора эо-5123
- 9.1.1. Общее устройство экскаватора эо-5123
- 9.1.2. Система гидропривода
- 9.1.3. Силовая установка и силовое гидравлическое оборудование
- 9.4. Система и аппаратура управления
- 9.1.4. Рабочее оборудование
- 9.1.4.1. Обратная лопата
- 9.1.4.2. Прямая лопата
- 9.1.4.3. Оборудование погрузчика
- 9.1.4.4. Грейфер
- 9.1.4.5. Оборудование для разработки тяжелых грунтов
- 9.1.4.6. Бурильное оборудование
- 9.1.5. Механизм поворота платформы
- 9.1.6. Опорно-поворотное устройство
- 9.1.7. Гусеничные тележки
- 9.2. Устройство одноковшового экскаватора э-652б с канатным управлением
- 9.2.1. Общее устройство экскаватора э-652б
- 9.2.2. Силовая установка и основные механизмы экскаватора
- 9.2.2.1. Привод главной лебедки
- 9.2.2.2. Привод напорного механизма
- 9.2.2.3. Привод стреловой лебедки
- 9.2.2.4. Привод механизма поворота
- 9.2.2.5. Привод механизма передвижения
- 9.2.3. Рабочее оборудование
- 9.2.3.1. Рабочее оборудование прямой лопаты
- 9.2.3.2. Рабочее оборудование обратной лопаты
- 9.2.3.3. Оборудование драглайна
- 9.2.3.4. Оборудование крана
- 9.2.3.5. Оборудование грейфера
- 9.2.3.6. Сваебойное оборудование
- 9.2.4. Опорно-поворотное устройство и ходовое оборудование
- 10. Методические указания к лабораторной работе «землеройно-транспортные машины»
- 10.1. Бульдозеры
- 10.1.1. Бульдозеры с неповоротным отвалом
- 10.1.2. Бульдозеры с поворотным отвалом
- 10.2. Скреперы
- 10.2.1 Конструкция скрепера дз-20
- 10.2.2. Самоходный скрепер д-375м
- 10.3. Прицепные грейдеры. Автогрейдеры
- 10.3.1. Прицепные грейдеры
- 10.3.1.1. Рабочий орган грейдера и его механизмы
- 10.3.1.2. Механизмы тяговой рамы и управления движением отвала
- 10.3.2. Автогрейдеры
- Содержание