logo
Archive / Для_АПб / _Лабораторные_Т и ПРС_АПб_13

5.1. Автомобили-самосвалы КамАз

Рис. 5.1. Платформа самосвала

КамАЗ-5511

Платформа авто­мобиля-само­свала Ка­мАЗ-5511 (рис. 5.1) ковше­об­разного типа с защит­ным козырь­ком 1, за­крывающим про­странство между ка­биной и платформой. Ос­нование 4 плат­формы – металличе­ский каркас с прива­ренными к нему лис­тами днища, равно­мерно расши­ряю­щийся к задней части, что соз­дает лучшие условия для ссыпания грузов при разгрузке платформы.

Передний борт 3 платформы установлен с наклоном вперед. К усилителям переднего борта и ко­зырька приварены щеки 2 крепле­ния кронштейна верхней опоры гидроцилиндра.

Основание платформы связано с боковыми бортами и передним бортом раскосами, которые обра­зуют каналы для перехода выпу­ск­ных газов, обогревающих плат­форму.

Между первой и второй попе­речинами основания разме­щена ло­вушка полуцилиндрической формы, которая позволяет предотвращать боковое смещение платформы.

Ловушка, со­еди­няясь с ловите­лем-амортизатором 14, установленным на надрам­нике 6, при опускании платформы дает возможность плат­форме занять тре­буемое положение в поперечном на­правлении (в случае бокового смещения платформы) и при движении автомобиля удерживает ее в этом положении.

На основании к листу днища платформы приварены балки 12 опор платформы и балки 10 дополнительных опор платформы, к которым крепятся амортизаторы 11. Амортизатор платформы представляет собой обрезиненнную пластину с болтами крепле­ния и является опорой платформы в транспортном положении. К основанию платформы приварен кронштейн 5 крепления страхо­вочного троса.

Сварная конструкция надрамника 6 платформы состоит из двух лонжеронов, снабженных в задней части усилителями, обра­зующими с лонжеронами коробчатое сечение, трех поперечин и усилителя 7 надрамника. К лонжеронам надрамника приварены кронштейны крепления надрамника к раме и кронштейны 8 осей опрокидывания платформы.

Рис. 5.2. Принципиальная схема подъемного механизма

платформы самосвалов КамАЗ

Принципиальная схема подъемного меха­низма автомоби­лей-самосвалов семейства КамАЗ показана на рис. 5.2. В транспортном положении выключа­тель 9 и переключатель 10 находятся в выключенном состоянии, электропнев­моклапаны 5, 6 и 7 закрыты, коробка отбора мощности 13 отключена, мас­ля­ный насос 14 не работает.

При подъе­ме кузова сначала выключатель 9 уста­навлива­ется в положение «Включен», а потом включается переключатель 10 «Подъем». При этом последовательно срабатывают клапаны 5, 6 и 7 и сжатый воздух направляется соответственно в пневмока­меры 12 коробки отбора мощ­ности, 3 и 4 крана управления 2 с предохра­нительным клапаном 15.

Клапан, обеспечивающий слив масла из масляного насоса 14 в масляный бак 16, закрывается, а клапан магистрали, веду­щей от крана управления в гидроци­линдр 1, открывается.

При соответ­ст­вующем давлении масла начинается подъем кузова. При подъеме кузова на угол 60° открывается клапан ограниче­ния подъема ку­зова 17 и давление в систе­ме падает. Кузов начинает опус­каться, клапан ограничения закрывается, вновь возрастает давле­ние, и ку­зов опять под­нимается. Чередование этих процессов в конце подъема кузова обеспечивает его встряхивание и быстрей­шую раз­грузку.

Фиксация кузова при подъеме в любом положе­нии осуществляется переводом переключателя «Подъем» в по­ложение «Выключено». В этом слу­чае клапаны 5 и 6 прекращают подачу сжатого воздуха в пневмокамеры 3 и 4, выход масла из гидроци­линдра пере­крывается магистральным клапаном крана управле­ния, а масляный насос перекачивает масло в масляный бак.

При опускании кузова переключатель «Опускание» уста­навливается в положе­ние «Включено». В этом случае сра­баты­вает клапан 5 и открывается кла­пан, соединяющий кран управле­ния с гидроцилиндром. Масло сливается в бак, и кузов опуска­ется. После полно­го опускания кузова переключатель ста­вится в положение «Выключено».

В электросхему подъемного механизма вклю­чены предо­хранитель 11 и сигнализатор 8 (контрольная лампа).

Рис. 5.3. Коробка отбора мощности самосвала

КамАЗ-5511

Коробка отбора мощности (рис. 5.3) одноступенчатая, с пнев­матическим приводом управления. Она устанавливается на ко­робке передач и к ней прикрепляется масляный насос.

В картере 2 коробки на непод­вижно закрепленной оси 1 на роли­ковом подшипнике 14 установлена промежуточная шестер­ня 15, кото­рая находится в постоянном зацеп­лении с шестерней привода проме­жуточного вала ко­робки передач и с большим зуб­ча­тым венцом веду­щей шестерни 7, имеющей также малый зуб­чатый венец.

Шестерня 7 установлена на ро­ликовом подшипнике 6 на конце оси 13, другой конец которой соеди­нен с диафрагмой 3, отжи­маемой вверх пружиной 4. Ось 13, имея сво­боду продольного пере­мещения, удержи­вается от прово­рачивания винтом 5.

Включение и выключение ко­робки отбора мощности произ­во­дится сжатым воздухом при помо­щи пневмокамеры. Посту­пая в камеру, сжатый воздух пере­мещает диафрагму вниз и передви­гает ось с ведущей шестерней. При этом ма­лый зубчатый венец шестер­ни 7 вхо­дит в зацепление с зубча­той полу­муфтой 9, установленной в картере коробки на шариковых под­шипниках 8, а ее большой зубчатый венец продолжает оставаться в зацепле­нии с шестерней 15. Зубчатая полумуфта через призму 10 и муфту 11 передает вращение ведущему валу 12 масляного насоса, шлицевой конец которого соединен с муфтой 11.

При выпуске сжатого воздуха из пневмокамеры диафрагма возвращается в ис­ходное положение, шестерня 7 выводится из зацепления с полу­муфтой 9, и вращение валу 12 не передается. Включение коробки отбора мощности возможно только при вы­ключенном сцеплении.

На автомобилях-самосвалах Ка­мАЗ применяется электроп­невматическая система управления подъем­ным механизмом ку­зова. В систему входят (см. рис. 5.2) кран управ­ления 2, ограни­чительный клапан 17 и электропневматиче­ские кла­паны 5, 6, 7.

Кран управления (рис. 5.4) управляет потоком рабочей жид­ко­сти в гидравлической системе подъемного механизма.

Рис. 5.4. Кран управления подъемным

механизмом платформы самосвалов

КамАЗ

В корпусе 1 крана запрессованы седла 3, 13 клапа­нов 4, 14 и ввернуты гайки 8, 12, которые являются направляющи­ми штоков 6, 11. На концах штоков закреплены диафрагмы 5, 10 пневматиче­ских камер. Клапан 4 находится в закрытом положе­нии под дей­ствием пружины 7, а пружина 9 удерживает клапан 14 в откры­том положении.

В нейтральном положении масло от насоса поступает в кран управления через штуцер 15, проходит через открытый клапан 14 и сливается в масляный бак.

При поступлении сжатого воздуха в пневмокамеру в по­лость над диафрагмой 10 диафрагма, преодолевая сопротивление пру­жины, перемещается вниз, и клапан 14 закрывается. Одно­времен­но сжатый воздух, поступивший через отверстие в кор­пусе крана в полость под диафрагмой 5, преодолевает сопротив­ление пружи­ны, перемещает диафрагму влево и открывает кла­пан 4. Масло через открытый клапан 4 и штуцер 2 проходит в гидроци­линдр.

При выпуске сжатого воздуха из пневмокамер крана управ­ления диафрагмы 5 и 10 под действием сжатых пружин возвра­щаются в исходное положение. При этом клапан 4 закрывается, а клапан 14 открывается.

При закрытом клапане 4 магистраль гидроцилиндра пере­крыта (кузов фиксируется в поднятом положении), а масло при работаю­щем насосе через открытый клапан 14 поступает в мас­ляный бак.

В том случае, когда сжатый воздух поступает лишь в по­лость под диафрагмой 5, открывается только клапан 4, а клапан 14 про­должает оставаться в открытом положении. Масло в этом случае из гидроцилиндра сливается в масляный бак через откры­тые кла­паны.

В кране управления имеется предохранительный клапан 16, который перепускает масло в масляный бак при возрастании дав­ления в системе выше допустимого (при подъеме кузова с пере­грузкой), исключая при этом дальнейший подъем кузова. Величина давления срабатывания предохранительного клапана строго отрегулирована на заводе-изготовителе, и изменение ее в процессе эксплуатации не допускается.

Рис. 5.5. Ограничительный клапан самосвалов КамАЗ:

а – конструкция, б – схема установки

Ограничительный клапан (рис. 5.5) служит для ограничения подъема ку­зова самосвала при его разгрузке.

Рис. 5.6. Электропневма­ти­ческий клапан само­свалов

КамАЗ

Клапан закреплен на одной из двух поперечин крепления рамки гидроцилиндра. В чугунный корпус 1 ввернута втулка 4 с уплотнительным кольцом 8. В отверстие втулки проходит шток 7 с регулировочным винтом 5 на одном конце, другой конец которого обращен к кла­пану 3, перемещающемуся в корпусе. Регулировочный винт заканчивается сферической головкой и застопорен контргайкой 6. В закрытом положении клапан прижат к корпусу пружиной 2.

При нажатии гидроцилиндром 9 (рис. 5.5, б) на сферическую головку ог­раничительного клапана нагнета­тельная магистраль гидравли­ческой системы подъемного меха­низма со­единяется со сливной, чем предотвра­щается дальнейший подъем кузова.

Электропневматические кла­паны служат для распределения сжа­того воздуха по пневматическим ис­полнительным камерам ко­робки от­бора мощности и крана управления.

Электропневматический клапан (рис. 5.6) состоит из корпуса 3, крышки 1 кор­пуса, электромагнита 4, штока 5, пружин 6, клапанов 8.

Воздух из бал­лона подводится к выводу I в по­лость в крышке клапана. При вклю­чении электромагнита шток, выдви­гаясь, прижимает верхний клапан 8 к седлу корпуса. При этом нижний клапан отходит от седла и воздух из полости в крышке клапана через ка­нал в корпусе и вывод III поступает к пневмати­ческим исполнительным камерам, установленным на коробке от­бора мощности или кране управ­ления.

При выключении электромаг­нита нижний клапан поджима­ется с помощью пружины 6 к седлу корпуса, а верхний клапан отходит от седла. Воздух из пневмо­камеры выходит в атмосферу через вывод II.

Гидроцилиндр подъемного ме­ханизма кузова автомобилей-само­свалов КамАЗ (рис. 5.7) теле­скопиче­ский, трехзвенный.

Рис. 5.7. Гидроцилиндр подъ­ема платформы са­мосвалов

КамАЗ-5511

В корпусе 10 цилиндра нахо­дятся выдвижные звенья 11, на­руж­ные поверхности которых на­катаны, покрыты хромом и отпо­лированы.

Звенья перемещаются в ла­тунных направляющих полу­коль­цах 8 и втулках 14. Ход звеньев вверх и вниз ограничивается сто­порными коль­цами 12 и 7, а уп­лотнение обеспечи­вается резино­выми манжетами 15. Грязесъем­ники 16 предохраняют внутрен­нюю полость гидроцилиндра от попадания снаружи пыли и грязи.

Снизу к цилиндру при по­мощи по­луколец 5 и хомута 6 прикреп­лено днище 4. Цилиндр имеет две шаровые головки 13, которые закреплены в опорах 1 гайками 3. Вкладыши 2 из спе­ченных мате­риалов обеспечи­вают работу шарнирных соеди­нений без смазки. Патрубок 9 обеспечивает связь внутренней полости гидроцилинд­ра с нагне­тательной маги­стралью подъем­ного механизма кузова.

Масляный бак автосамо­свалов КамАЗ (рис. 5.8) – штам­пован­ный, ци­линдрической формы.

Рис. 5.9. Масляный фильтр самосвалов

Ка­мАЗ

Рис. 5.8. Масляный бак

самосвалов КамАЗ

В верхней части его имеется заливная горло­вина и фланец 5 крепления фильтра. В нижней – закры­тое резьбовой пробкой 2 от­верстие для слива масла и всасывающий патрубок 1.

В залив­ной горловине установ­лена фильт­рующая сетка 3. Горловина закрывается резьбовой крышкой 5 с отверстием, сообщающим полость бака с атмосферой и указате­лем уровня масла 4 с нижней и верхней от­метками. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих от­меток.

Для предотвращения попадания пыли и грязи через отвер­стие в крышке заливной горловины предусмотрена волосяная на­бивка 6. На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр 7.

Схема фильтра масляного бака самосвалов КамАЗ показана на рис. 5.9.

Из слив­ной магистрали масло поступает через патрубок 1 в полость кор­пуса фильтра 3 и через фильтрующие элементы 2, трубу фильтра 4 поступает в бак. При чрезмерном засорении фильтрующих эле­ментов давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5, и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.