logo
new_vse_shishkin

Принятие решения в условиях дефицита информации с использованием игровых методов.

Одним из методов принятия решений в условиях дефицита информации явля­ется анализ рыночной, производственной или другой ситуации с использованием теории игр и статистических решений.

Для того чтобы произвести математический анализ ситуации, строят ее упро­щенную, очищенную от второстепенных деталей модель, называемую игрой. В игре функционируют стороны и рассматриваются их воз­можные стратегии, т.е. совокупность правил, предписывающих определенные действия в зависимости от ситуации, сложившейся в ходе игры. Обычно в игре выступают две стороны, и такая игра называется парной. Если в игре участвуют несколько участников, то игра называется множественной.

При решении организационных, технических и технологических задач обычно рассматриваются две стороны:

А - организаторы производства (активная сторона), т.е. руководители ИТС АТП, станций технического обслуживания, других предприятий всех форм собственности, предоставляющих услуги потребителям;

П - совокупность случайно возникающих производственных или рыночных ситуаций ("природа").

Активная сторона должна выбрать такую стратегию, т.е. принять решение, чтобы получить максимальный эффект.

Принятие решений игровыми методами основывается на определенных правилах, которые регламентируют возможные варианты (стратегии) действия сторон, участвующих в игре, наличие и объем информации каждой стороны о поведении другой, результат игры, т.е. изменение целевой функции при сочетаниях определенных стратегий сторон, и др.

В процессе игры сторона А оценивает ситуацию, принимает решения, делает ходы, т.е. предпринимает определенные действия по изменению ситуации в свою пользу. Ходы бывают личными - сознательный выбор стороны из возможных вариантов действий; случайными - это выбор из ряда возможных, определяемый механизмом вероятностного отбора вариантов, а не самим участником игры; смешанными - представляют комбинацию личных и случайных. Если число возможных стратегий ограничено, то игры называются конечными, а при неограниченном числе стратегий - бесконечными.

В зависимости от содержания информации в теории игр рассматриваются методы принятия решений в условиях риска и неопределенности.

Принятие решения в условиях риска. Используя понятие целевой функции, задачу выбора решения в условиях риска формулируем следующим образом: при заданных условиях и действии внешних факторов вероятность появления которых известна, найти элементы решений по возможности обеспечивающих получение экстремального значения целевой функции.

Принятие решений в условиях неопределенности. Эти условия отличаются от принятия решений в условиях риска тем, что информация о состоянии природы (производства), отсутствует. В этом и состоит неопределенность задачи.

Таким образом, даже в условиях дефицита информации, применяя соот­ветствующие методы и критерии, можно определить диапазон стратегий, т.е. решений организаторов производства, внутри которого само производство гарантировано от убытков.