5. Основные методы управления производством на автомобильном транспорте.
В литературе различают следующие группы методов управления АТП: административные, организационные, социально-психологические, идеологические, экономические. Эти методы используют и в практике управления на автомобильном транспорте.
Административные методы управления (АМУ) связаны с властной природой государственного управления, когда вышестоящие органы и должностные лица наделены властными полномочиями и на основании этого могут приказывать подчиненным органам и лицам выполнить определенные действия. Эти методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний. Они включают в себя:
разработку и внедрение технико-экономических нормативов, стандартов АТП;
разработку и введение в действие инструкций, положений о подразделениях и должностных лицах;
издание администрацией приказов, распоряжений, указаний и- обеспечение их выполнения путем контроля и воспитательной деятельности;
внедрение внутриотраслевой нормативно-технологической документации по организации транспортных процессов ТО и ТР подвижного состава и управлению этими процессами;
внедрение действующих стандартов, касающихся управления, организации транспортного процесса и технического содержания подвижного состава;
организацию работы по правильной расстановке кадров, их тщательному подбору во всех звеньях управления, проведение аттестации кадров, принятие решений о поощрении наиболее отличившихся работников в случае необходимости, о наложении административных взысканий на отдельных должностных лиц или вынесение решений о их соответствии занимаемой должности.
Административные методы управления — это методы принудительного воздействия на объект управления, требующего от него однозначного поведения — исполнения. Неисполнение влечет за собой принятие дисциплинарных и экономических мер. Обеспечить выполнение директивного указания, принять меры — это значит проявить власть, поэтому АМУ должны применяться только в соответствии с государственным законодательством и теми правами, которые даны руководителям, без их превышения.
Организационные методы управления (ОМУ) базируются на организационных отношениях между людьми, когда выполнение одной и той же работы возможно при разных типах организации. Применяемые ОМУ должны быть объективны, научно обоснованы и базироваться на требованиях объективных законов и регламентов.
Регламентом называется установление определенного порядка действий коллектива предприятия или отдельных рабочих, должностных лиц в соответствующей ситуации. Обязательной регламентации в АТП, например, подлежат: права и обязанности в целом предприятия и в отдельности каждого работника; номенклатура и число плановых, отчетных показателей и документов; сроки подачи заявок на запасные части, эксплуатационные материалы и оборудование; нормативы их использования т. д.
В принципе регламентированию и нормированию поддаются все стороны деятельности АТП как в сфере производства, так и в управлении. Под системой нормативов следует понимать совокупность актов, устанавливающих допустимые пределы отклонений в определенных видах деятельности.
За последние годы в системе методов управления все большее значение приобретают социально-психологические методы (СПМ). Они основаны на использовании человеческого фактора и нацелены на управления социально-психологическими процессами, протекающими в коллективах, в интересах достижения поставленных перед ними целей. Эти методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми.
Использование СПМ предполагает индивидуальный учет психологических особенностей работников, широкое развитие форм морального поощрения, воспитание группового самосознания коллектива. Оно позволяет строить работу коллективов на основе планов социального развития, выявлять мотивы трудовой деятельности и направлять усилия коллектива и отдельных его членов на достижение поставленных целей. Использование СПМ способствует повышению творческой активности членов коллектива и на этой основе росту производительности труда и обеспечению выполнения поставленных задач.
Немаловажное значение имеют идеологические методы управления (ИМУ). Они основаны на принципах морали, знании морально-политического состояния трудового коллектива и использовании ИМУ для целенаправленного воздействия на идейно-политические и морально-этические качества работников.
В сегодняшних условиях первостепенное значение в практике управления приобретают экономические методы управления (ЭМУ), которые предназначены для воздействия на экономические отношения' в производственных коллективах. Эти методы осуществляют путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами.
В конечном итоге ЭМУ являются методами воздействия на материальные интересы отдельных работников и коллектива АТП (ПОАТ) в целом, его производственных подразделений, рабочих бригад. Они реализуются путем:
внедрения стимулирующих систем оплаты труда и премирования руководящих и ИТР, рабочих и служащих (сдельной, аккордной, аккордно-премиальной и др.);
введения правила, при котором фонды материального поощрения, социального и производственного развития
при перевыполнении фондообразующих показателей увеличиваются на определенную сумму;
применения мер за невыполнение плановых заданий и причиненный ущерб, в том числе штрафов и других взысканий, сокращающих фонды АТП (ПОАТ) и размеры материального поощрения отдельных его работников.
- Характерные причины и признаки отказов и неисправностей приборов и устройств электрооборудования автомобиля.
- Особенности обслуживания и ремонта эл. Оборудования.
- Текущий ремонт
- Конструкции, классификации и маркировки шин. Взаимодействие шин с дорогой.
- 5. Основные методы управления производством на автомобильном транспорте.
- 6. Основные задачи инженерно-технической службы.
- 7. Персонал итс. Определение потребности.
- 8. Классификация методов принятия решения при управлении производством на ат.
- Принятие решения в условиях дефицита информации с использованием игровых методов.
- 10. Структура итс.
- 11. Методы организации производства на атп.
- 12. Планирование и учет, оперативное управление.
- 13. Источники и методы получения информации о деятельности атп.
- 14. Документооборот, планирование и учёт в системах поддержания работоспособности автомобилей.
- 15. Основные задачи мто атп.
- 16. Система мто атп в рб.
- 17. Система обеспечения а-б-с, управление запасами на складах системы
- 18. Организация складского хозяйства атп учет расхода з/частей и материалов
- 19. Факторы, влияющие на расход топлива, нормирование расхода
- 20. Ресурсосбережение на ат и предприятиях ат
- 21. Факторы, влияющие на работоспособность автомобиля в экстремальных условиях
- 22. Методы повышения тэа в экстремальных условиях
- 23. Особенности эксплуатации автомобилей при низких температурах
- 24. Особенности тэа при высоких температурах
- 25. Особенности тэа, производящих пассажирские перевозки.
- 26. Автомобили для междугородних и международных перевозок.
- 27. Виды и свойства альтернативных топлив.
- 28. Переоборудование автомобилей. Основные требования.
- 29. Требования к птб предприятий, эксплуатирующие гба.
- 30. Особенности то и р гба.
- Экологическая безопасность автомобилей
- 32. Факторы, влияющие на загрязнения окружающей среды
- 33. Виды и источники воздействий атп
- 34. Уровни, компоненты и размеры загрязнения окружающей среды
- 35. Обеспечение нормативных показателей работы атп по охране окружающей среды
- Характерные причины и признаки отказов и неисправностей приборов и устройств электрооборудования автомобиля.