logo
new_vse_shishkin

21. Факторы, влияющие на работоспособность автомобиля в экстремальных условиях

Все климатические районы, кроме умеренного, создают особые условия для работы, хранения, ТО и ремонта подвижного состава, которые долж­ны учитываться при планировании, нормировании и организации техни­ческой эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта .

Особые условия, как правило, характеризуются сочетанием небла­гоприятных факторов. Так, для хо­лодного климатического района, рас­положенного в северных и восточ­ных районах страны, характерны не только низкая температура окружаю­щего воздуха, ветры, но и более тяжелые дорожные условия (снеж­ные заносы зимой, работа преиму­щественно на дорогах низшего типа, без твердого покрытия). Для жар­кого сухого и очень жаркого сухого климатических районов, кроме высо­кой температуры, действуют факторы солнечной радиации и большой запы­ленности воздуха.

Большинство из районов с особы­ми природно-климатическими усло­виями являются районами нового освоения и характеризуются недоста­точным обеспечением производственно технической базой для обслу­живания, ремонта и хранения авто­мобилей.

Рис.1. Схема воздействия низких температур на показатели надежности автомобилей

Исследованиями влияния низких температур на интенсивность изна­шивания автомобилей и их агрегатов, систем и, механизмов установлено, что интенсивность изнашивания большинства агрегатов автомобилей в условиях низких температур выше, чем в некотором диапазоне положительных температур. Схема воздействия низких тем­ператур на показатели надежности автомобилей приведена на рис.1.

На снижение показателей надежности существенное влияние оказывают запаздывание и нарушение подачи масла к узлам трения вслед­ствие увеличения его вязкости. В наиболее неблагоприятных усло­виях, с точки зрения износов, при низких температурах находятся агре­гаты трансмиссии — коробка передач и задние мосты. Исследования­ми подтверждено, что наибольший износ шестерен главной передачи и коробки передач относится к условиям низких температур масла.

Оптимальной температурой масла в этих агрегатах считается температура 50—80 СС. Установлено, что с изменением температуры масла от минус 80 до 0 °С интенсивность изнашивания шестерен коробки пере­дач и заднего моста увеличивается в 9—10 раз. Наибольшее число отказов наблюдается в самые холодные месяцы года. При низких температурах появляется хладноломкость деталей, шины и другие резинотехнические изделия теряют эластичность и на их поверхности появляются трещины, что сокращает срок их службы.

Эксплуатация автомобилей в условиях низких температур сопряжена также с прогревом двигателя и шин после длительной стоянки автомобиля на открытой площадке при низкой температуре воздуха.

В связи с перечисленным эксплуатационные нормы расхода топлива в зимнее время увеличиваются на 5—20 % (в зависимости от климатического района).

Трудности при ТО и TP автомобилей связаны с недостаточной приспособленностью серийных моделей автомобилей к специфическим условиям работы в зимнее время и требуют дополнительной трудоемкости работ, что учитывается действующей системой корректирования нормативов ТО и ремонта.

Температурные условия наиболее неблагоприятны зимой при хранении автомобилей на открытых стоянках. Способ тепловой подготовки должен обеспечить не только выпуск автомобилей на линию, но и соответствующие условия работы производственному персоналу.

Факторами, влияющими на работоспособность автомобилей и изменение показателей их надежности при работе в условиях жаркого кли­мата, являются: высокая темпера­тура воздуха; запыленность воздуха; низкая относительная влажность воздуха; солнечная радиация и др.

При повышении температуры (понижении давления окружающего воздуха) в случае бензинового двигателя происходит обогащение смеси вследствие уменьшения весового на­полнения воздухом, приводящее к увеличению расхода топлива. При работе двигателя на газовом топливе аналогичное изменение параметров окружающего воздуха приводит к уменьшению весового наполнения цилиндров, повышению коэффициента избытка воздуха, что приводит к обеднению смеси и снижению мощ­ности двигателя.