23. Особенности эксплуатации автомобилей при низких температурах
Прежде всего холод сказывается на работе двигателя. Физические причины этого - увеличение вязкости и снижение текучести бензина и масла, увеличение плотности бензина и воздуха, изменение температурного режима двигателя, т. е. термодинамических условий цикла.
При сильном охлаждении вязкость бензина увеличивается на 30% и более. В результате падает пропускная способность жиклеров карбюратора (на 4-5 г/мин при напоре 100 кПа, или 1 м водяного столба).
Увеличение вязкости масла резко повышает потери на трение в двигателе и момент сопротивления прокручиванию коленвала (в 2 - 3,5 раза), особенно при запуске. Из-за повышенного трения возрастает темп износа трущихся поверхностей, а вместе с ним и количество отказов.
износ двигателя наименьший при температуре охлаждающей жидкости 70 - 90°, а среднее количество отказов автомобиля - при окружающей температуре несколько выше нуля (близкой к нормальной).
Сезонные изменения вызывают падение надежности всего автомобиля, а не только двигателя. Летом главная причина износов и отказов - пыль, весной и осенью - влага и грязь.
Снижается емкость АКБ в 1,5-2 раза. В диапазоне температур от +18 до -20°С каждый градус понижения температуры уменьшает емкость на 1%. Причина - повышение вязкости электролита и его внутреннего сопротивления. Падает напряжение, выдаваемое батареей в стартерном режиме. Это резко затрудняет запуск.
Если приходится запускать остывший двигатель, возможен так называемый «холодный пуск», основанный на комплексном использовании пусковых жидкостей, регулировки карбюратора и применении загущенных моторных масел с пологой вязкостно-температурной характеристикой.
Основой пусковой жидкости является этиловый эфир, обладающий низкой температурой воспламенения (139 - 140°С) и высокой летучестью (температура кипения 34,5°). Жидкость впрыскивают в пусковой трубопровод, она воспламеняется при температуре сжатия (190 - 200°), т. е. более низкой, чем температура воспламенения основного топлива. Для карбюраторных двигателей применяют пусковую жидкость «Арктика», для дизельных «Холод» Д-40.
Для поддержания нормального теплового режима работы автомобиля:
• Утепляют поддон картера двигателя.
• Проверяют исправность жалюзи и термостата.
• Заправляют морозостойкие жидкости.
• Применяют утеплительные чехлы для двигателя (ватные), кожухи, фартуки.
• Регулируют карбюратор и топливный насос.
• Чтобы уменьшить вероятность конденсации и замерзания воды (кристаллики льда забивают жиклеры), топливные баки полностью заливают бензином на ночь. Если это невозможно, добавляют в бензин этанол (60 г на 10 л бензина) - он вбирает пары воды.
• Утепляют (слой стекловаты до 30 мм) и заряжают АКБ.
• Проверяют исправность вентиляции картера.
Основная причина возможных сложностей — это увеличение вязкости эксплуатационных жидкостей и масел; трансмиссионное масло может застыть:
а) при застывании масла в картерах трансмиссии:
- увеличивается сопротивление прокручиванию валов;
- при резком трогании с места возможны поломки зубьев шестерен КП, раздаточной коробки (РК) и главной передачи:
б) ходовая часть:
- увеличивается усилие, необходимое для поворота управляемых колес;
- возрастает износ деталей рулевой передачи;
-из-за увеличения вязкости амортизаторной жидкости возрастает сопротивление амортизаторов, нарушается плавность хода и комфортабельность.
в) шины:
- ухудшаются упругие свойства; при температуре -45°С шины теряют эластичность и от ударов разрушаются.
г) тормозная; система:
-увеличивается вязкость тормозной жидкости, из-за чего возрастает время срабатывания;
-в пневмотормозных системах могут замерзнуть магистрали; необходимо следить за правильностью работы влагоотделителей, сливать конденсат из воздушных баллонов;
- из-за попадания воды в тормозные механизмы и замерзания ее падает тормозной момент; могут заклиниваться поршни в колесных тормозных цилиндрах, накладки могут примерзать к барабанам (во время стоянки).
В зимнее время дороги зачастую покрыты снегом и льдом, что резко снижает коэффициент сцепления, ухудшает устойчивость автомобиля и его тормозные свойства, Необходимо использовать шины с зимним рисунком протектора, а в особо опасных районах иметь цепи противоскольжения и надевать их на покрышки при преодолении опасных мест.
- Характерные причины и признаки отказов и неисправностей приборов и устройств электрооборудования автомобиля.
- Особенности обслуживания и ремонта эл. Оборудования.
- Текущий ремонт
- Конструкции, классификации и маркировки шин. Взаимодействие шин с дорогой.
- 5. Основные методы управления производством на автомобильном транспорте.
- 6. Основные задачи инженерно-технической службы.
- 7. Персонал итс. Определение потребности.
- 8. Классификация методов принятия решения при управлении производством на ат.
- Принятие решения в условиях дефицита информации с использованием игровых методов.
- 10. Структура итс.
- 11. Методы организации производства на атп.
- 12. Планирование и учет, оперативное управление.
- 13. Источники и методы получения информации о деятельности атп.
- 14. Документооборот, планирование и учёт в системах поддержания работоспособности автомобилей.
- 15. Основные задачи мто атп.
- 16. Система мто атп в рб.
- 17. Система обеспечения а-б-с, управление запасами на складах системы
- 18. Организация складского хозяйства атп учет расхода з/частей и материалов
- 19. Факторы, влияющие на расход топлива, нормирование расхода
- 20. Ресурсосбережение на ат и предприятиях ат
- 21. Факторы, влияющие на работоспособность автомобиля в экстремальных условиях
- 22. Методы повышения тэа в экстремальных условиях
- 23. Особенности эксплуатации автомобилей при низких температурах
- 24. Особенности тэа при высоких температурах
- 25. Особенности тэа, производящих пассажирские перевозки.
- 26. Автомобили для междугородних и международных перевозок.
- 27. Виды и свойства альтернативных топлив.
- 28. Переоборудование автомобилей. Основные требования.
- 29. Требования к птб предприятий, эксплуатирующие гба.
- 30. Особенности то и р гба.
- Экологическая безопасность автомобилей
- 32. Факторы, влияющие на загрязнения окружающей среды
- 33. Виды и источники воздействий атп
- 34. Уровни, компоненты и размеры загрязнения окружающей среды
- 35. Обеспечение нормативных показателей работы атп по охране окружающей среды
- Характерные причины и признаки отказов и неисправностей приборов и устройств электрооборудования автомобиля.