logo
new_vse_shishkin

30. Особенности то и р гба.

В основе организации технологических процессов ТО и TP газобаллонного автомобиля лежит принцип совмещения технического обслуживания базового автомобиля и ГБО. При организации TP учитывается надежность элементов газового оборудования. Дополнительная трудоемкость ТО и TP связана с обслуживанием и ремонтом ГБО.

При организации технологического процесса ТО и TP газобаллонных авто­мобилей, а также их хранения в закрытых помещениях возможны две типовые схемы:

схема 1, при которой ГБА поступают в зону ТО и TP и на хранение с опо­рожненными и дегазированными баллонами;

схема 2, при которой ГБА поступают в зону ТО и TP и на хранение без пред­варительного выпуска газа из баллонов автомобиля при условии герметичности газобаллонного оборудования.

При организации технологического процесса по схеме 1 не требуется вы­полнения дополнительных мероприятий но реконструкции производственной зоны в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Однако при этом есть потери газа в атмосферу во время его выпуска.

Аккумулирование КПГ и ГСН при сливе позволяет избежать таких потерь, что используется на начальных этапах применения ГБА, пока ПТБ не отвечает всем установленным для этого требованиям.

Организация технологического процесса ТО и TP ГБА по схеме 2 осущест­вляется при условии выполнения полного объема работ по приспособлению ПТБ и всех требований по пожарной безопасности и рекомендуется при массовой экс­плуатации ГБА.

Рассмотрим варианты технического состояния ГБА, работающих на КПГ и ГСН. и их газовых систем питания.

В соответствии с представленной на рис. 24.6 схемой ГБА при всех видах ТО и ремонта ГБА проходит КТП и поступает на пост проверки герметичности газовой системы питания, затем - на пост выработки газа (который может располагаться здесь же), где перекрываются расходные вентили газовой системы питания, выра­батывается газ и автомобиль перемещается по территории на бензине или ди­зельном топливе.

Если работа ГБА на нефтяном топливе невозможна (ГБА и автобусы, ра­ботающие на монотопливе, - КПГ). въезд ГБА в помещения хранения, ТО и TP и их перемещение внутри помещений может осуществляться на газе при условии, что давление в рабочем баллоне не превышает 5.0 МПа. Вешили остальных баллонов должны быть закрыты.

ГБА с герметичной и исправной газовой системой питания направляется на мойку и затем на стоянку (маршрут 1).

При проведении планового ТО-1 или ТО-2 ГБА. а также работ по TP (кроме сварочных и малярных работ н работ по регулировке газовой аппаратуры на работающем двигателе) он направляется в зоны ТО-1 и ТО-2 или зоны 'ГР (маршруты II. III).

Текущий ремонт газотопливного (газового) оборудования производится в зоне TP на специально закрепленном посту TP газового оборудования и на участке по ремонту газового оборудования (маршруты IV. V, VI).

Для проведения ремонтных работ по элементам газовой аппаратуры, нахо­дящимся иод давлением газа в баллонах (вентили, арматура, клапаны), необходимо произвести выпуск или слив газа из баллонов и их дегазацию. После этого ГБА поступает в зону TP на пост TP газового оборудования (маршрут IV).

При обнаружении других неисправностей газового оборудования, не связанных с герметичностью газовых баллонов и их арматуры. ГБА после проверки герме­тичности поступает в зону TP на пост TP газового оборудования (маршруты V. VI).

Снятая на посту TP газового оборудования неисправная газовая аппаратура поступает на участок TP газового оборудования и после ремонта устанавливается на ГБА на посту TP (маршрут VI).

Текущий ремонт газовой аппаратуры, не требующий ее снятия с автомобиля, проводится при перекрытых расходных вентилях в зоне TP на посту TP газового оборудования (маршрут V). Регулировочные работы по газовой аппаратуре на ра­ботающем двигателе проводятся на участке диагностики (маршрут VII).

Перед выполнением сварочных и малярных работ на ГБА он. независимо от состояния газового оборудования и наличия газа в баллонах, направляется на пост выпуска газа и дегазации и затем на сварочный и малярный участки (марш­рут VIII).

После выполнения всех видов работ ТО и TP исправные ГБА направляются на стоянку (маршрут I).

Достаточно часто по экономическим причинам автопредприятия в начальный период эксплуатации ГБА не готовы полностью выполнить весь объем дорого­стоящих мероприятий по приспособлению ПТБ. необходимых для организации технологического процесса ТО и TP газобаллонных автомобилей по типовой схе­ме 2. В таких случаях рекомендуется организовать технологический процесс с использованием так называемой переходной (временной) схемы, что при мини­мальных затратах обеспечивает соответствие требованиям документации. При работе по переходной схеме ТО и TP автомобиля и его газового оборудования используется одно или несколько помещений, отвечающих требованиям пожарной безопасности (при условии, что в большинстве случаев не требуется выпускать газ из баллонов).

За основу переходной схемы принимается организация технологического про­цесса по типовой схеме 2 (см. рис. 24.6). Автомобиль проходит через КТП, пост проверки герметичности газовой системы питания н пост выработки газа, мойку, при необходимости - через пост выпуска (слива) газа и дегазации. Затем ГБА поступает в помещение производственной зоны, соответствующее требованиям пожарной безопасности и приспособленное для ТО и TP ГБА и его газобаллонного оборудования. Ремонт газовой аппаратуры выполняется на специально оборудо­ванном посту на карбюраторном или на дизельном участке.

Остальные посты, участки и зоны, не соответствующие требованиям пожарной безопасности для ГБА, без изменений используются универсально как для газо­баллонных автомобилей (с дегазированными баллонами), так и для обычных (базовых) автомобилей, работающих на жидком топливе.

Для принятия решения о внедрении организации технологического процесса по одной из представленных схем необходимо провести обследование ПТБ автотран­спортного предприятия и сравнительный технико-экономический анализ.

Особенность организации ТО автомобиля, работающего на КПГ, состоит в том. что для снижения потерь при выпуске газа и последующей дегазации в день, предшествующий ТО. водителю рекомендуется произвести выработку газа до минимально допустимого давления 1 МПа.