logo
new_vse_shishkin

24. Особенности тэа при высоких температурах

Особенности эксплуатации автомобилей в жарком климате и пустынно-песчаной местности. Основные факторы, влияющие на техническое состояние автомобиля:

• высокая температура и концентрация пыли в воздухе;

• тяжелые дорожные условия (грунт, песок); сильные ветры;

• недостаток воды, ее низкое качество. Следствия повышения температуры:

- перегрев двигателя;

- детонация, перерасход топлива; -ухудшенные условия смазывания;

- повышенный износ трущихся поверхностей;

-повышенная вероятность пробоя проводки и понижение надежности системы зажигания;

- усиленное испарение электролита («кипит аккумулятор»);

- пониженная надежность гидропривода тормозов (подтекания, паровые пробки);

- старение шин из-за ультрафиолетового излучения;

- накипь в системе охлаждения (эта система дает до 6% отказов);

- старение масел.

При перегреве двигателя чрезмерно нагреваются детали сопряжений (подшипники и др.) - до 78...83°. При температуре воздуха 40° температура под капотом доходит до 60...75°, обмотки реле-регулятора и другие части электрооборудования нагреваются до 95...135°. Из-за высокой температуры окружающего воздуха, а также образования накипи и загрязнения радиатора пылью температура охлаждающей жидкости поднимается до 105°. В степной местности радиатор могут забивать пушистые семена трав. Смазка разжижается и выгорает, увеличиваются потери на трение. Стареют полимерные материалы, в первую очередь - изоляция электрических проводников.

В системе питания могут возникать паро-воздушные пробки, что вызывает сбои в работе двигателя (пропуски вспышек в цилиндрах). В результате падает мощность.

Ухудшенные условия смазки, высокая запыленность воздуха, ухудшенное качество работы воздушного фильтра вызывают повышенный износ трущихся поверхностей. В пустынных местностях часто встречаются солончаки, пыль содержит 10...40% растворимых солей (для сравнения: в умеренной зоне - 0,03...0,05%), поэтому пыль химически активна. Из-за этого она вызывает не только абразивный износ, но и коррозию. Изнашиваются все трущиеся детали: ЦПГ, шейки коленвала, подшипники коленвала и распредвала, втулки и седла клапанов, сами клапаны и, что особенно опасно, резиновые уплотнения (в образовавшиеся неплотности проникает запыленный воздух).

В результате всего перечисленного срок службы двигателя в пустыне по сравнению с умеренным климатом сокращается вдвое. Приходится регулярно останавливать машины для естественного охлаждения - это занимает до 25% рабочего времени.

Автомобили в специальном «тропическом» исполнении имеют: теплостойкие материалы и комплектующие (в первую очередь, электрооборудование), устанавливаются радиаторы с дополнительным рядом трубок (в полярном исполнении -наоборот, на ряд трубок меньше), устанавливаются кондиционеры.

В эксплуатации повышают внимание к очистке воздуха, масла и топлива от пыли, применяют смазочные материалы с достаточной вязкостью при высоких температурах, принимают меры для герметизации кабин и кузовов. В нерабочее время машины следует укрывать от действия прямых солнечных лучей и ветра с пылью и песком (навесы, тенты). Особенности техобслуживания:

• регулярно промывать систему охлаждения, удалять накипь, а с наружных частей двигателя - пыль и грязь (они ухудшают теплоотвод);

• регулярно проверять исправность термостата, прокладки пробки радиатора;

• регулярно проверять герметичность системы охлаждения, чистоту воды в ней;

• при очень высокой температуре заливать в систему охлаждения антифризы марок 50 и «Тосол А-40»;

• воздушные фильтры промывать 1-2 раза в день, топливные фильтры и отстойники - через 500 км пробега;

• во избежание детонации применять бензины с октановым числом на 4...6 единиц больше, чем обычно;

• масло в картерах двигателя и агрегатов менять в 2.. .3 раза чаще;

• прерыватели закрывать матерчатыми чехлами от пыли, но не полностью герметичными (при искрении образуются озон и оксиды азота, если их не удалять, будут окисляться контакты);

• чаще проверять уровень и плотность электролита, изоляцию электропроводки;

• ежедневно прочищать сапуны картеров мостов, КП и РК;

• элементы подвески закрывать плотными чехлами;

• чаще проверять уровень жидкости в бачке ГТЦ;

• шины продувать сжатым воздухом;

• снижать давление воздуха в шинах на 0,02.. .0,03 МПа;

• при ремонте собирать и разбирать агрегаты в закрытых помещениях.