logo
ЛЭВС / 5 - ПАД ДА40

8.3. Путевая устойчивость самолета

Путевой (или флюгерной) устойчивостью самолета называется способность его самостоятельно, без вмешательства пилота, восстанавливать первоначальное состояние путевого равновесия.

Для обеспечения путевой устойчивости необходимо создание восстанавливающего или стабилизирующего момента (My β) при появлении угла скольжения  (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Реализация путевой устойчивости самолета

Предположим, что под действием порыва ветра самолет развернулся на угол . При полете со скольжением нарушается симметрия обтекания самолета, в результате чего возникают сила Zа и момент M. Сила Zа расположена в боковом фокусе самолета и создает восстанавливающий момент M, который будет уменьшать угол скольжения, возвращая самолет в первоначальное состояние путевого равновесия.

На путевую устойчивость влияют площадь вертикального оперения, центровка самолета, угол атаки, положение закрылков и скорость полета.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4