7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
Тарифные системы на различных видах транспорта в основе своей сложились в России несколько десятилетий тому назад. В общем виде тарифная система включает три блока: систему построения тарифов; уровень тарифных ставок по разделам тарифов; условия применения тарифов. В последние года была проведена реформа транспортных тарифов в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Особенности построения тарифов на различных видах транспорта зависит, прежде всего, от вида груза. Поэтому существует Едина тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ).
ЕТСНГ является базисной номенклатурой грузов для всех видов транспорта общего пользования и обеспечивает увязку автоматизированных систем обработки данных о перевозках грузов и взаимодействие перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями при определении провозных платежей. ЕТСНГ имеет производственно-отраслевую структуру: грузы, примерно одинакового назначения при производстве или потреблении, объединены в соответствующие разделы. Насчитывается 12 разделов (продукция сельского хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; руда металлическая и т.д.)
Каждый раздел состоит из тарифных групп, которых насчитывается в ЕТСНГ 75.
Тарифные группы подразделяются на тарифные позиции. В одну тарифную позицию входят грузы, к которым применяется одинаковый тариф.
Например, в тарифную позицию «Рис» тарифной группы «Зерновые и зернобобовые культуры» входят три вида риса: рис-сырец; неполированный рис; рис прочий.
Против каждой позиции указан пятизначный код, который служит для определения тарифа, автоматизации таксировки и учета. Для каждой позиции указана минимальная весовая норма (МВН) загрузки универсальных вагонов в тоннах.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используются следующие виды тарифов: общие, исключительные, льготные, местные.
Общие тарифы являются основным видом тарифа. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительными называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными.
Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы или для особых условий перевозки. Например, в районе о. Сахалин тариф повышен на 200 %.
Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железнодорожных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливаются руководителями отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры платы за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.
Кроме провозной платы, железная дорога взимает с грузоотправителей и грузополучателей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение железной дорогой следующих операций: хранение, взвешивание или проверку веса груза; подачу или уборку вагонов; дезинфекцию вагонов; экспедирование грузов; погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.
Размер платы за перевозку грузов по железной дороге зависит от следующих основных факторов:
вида отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 т и объемом до полувагона) и мелкой отправкой (весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона);
скорости перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяется тем, сколько километров в сутки должен проходить груз;
расстояния перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние (при перевозке грузов грузовой или большой скоростью), либо за действительно пройденное расстояние, в случае перевозки негабаритных грузов или провозке грузов пассажирской скоростью;
типа вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным;
принадлежности вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя;
количества перевозимого груза. Понятно, что количество перевозного груза оказывает существенное влияние на стоимость перевозки.
На железнодорожном транспорте существуют также свободные тарифы на услуги, которые железная дорога не обязана предоставлять, но делает это по просьбе потребителей (досрочная доставка груза; розыск груза по истечении сроков доставки; переадресация груза, находящегося в пути и т.д.)
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
сдельные тарифы на перевозку грузов;
тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
тарифы из покилометрового расчета;
договорные тарифы.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки.
Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля.
При расчете по тарифу за повременное использование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.
Договорные тарифы устанавливаются при особых требованиях заказчиков, за особое качество или сложность перевозки.
Например, договорной тариф применяется при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, отличающейся особой сложностью и, как правило, пониженными скоростями движения, а также при требованиях доставки груза в более сжатые сроки.
На морском транспорте оплата за перевозки грузов осуществляется либо по тарифам, либо по фрахтовым ставкам.
Тарифы морского транспорта зависят от вида груза, плавания (заграничное или каботажное), сообщения (прямое или смешанное), природно-климатических особенностей данного морского бассейна, типа подвижного состава флота (сухогрузное судно, рефрижератор, ролкер и т.п.).
Тарифная плата за перевозку грузов морским транспортом построена по двухставочной схеме, которая включает ставку движенческой операции и ставку стояночной операции.
Ставки движенческой операции дифференцированы по классам грузов в зависимости от значения удельного погрузочного объема груза, что стимулирует грузовладельцев и морской транспорт к лучшему использованию грузоподъемности и грузовместимости судов.
Ставки стояночной операции определены на базе нормативов стояночного времени судов, учитывающих применение передовых технологий погрузочно-разгру-зочных работ.
Ставка движенческой операции определяет стоимость 1 т-мили, а ставка стояночной операции стоимость за 1 т брутто по типам грузов, которая устанавливается отдельно для порта погрузки и порта разгрузки.
Тариф рассчитывается как сумма стояночных ставок и произведения движенческой ставки на среднее расстояние между портом отправления и портом назначения (тарифное расстояние), а также дополнительных плат, сборов, штрафов за простой судов и т.п. К портовым сборам относятся сборы за использование маяков, причалов, лоцманских судов и др.
Ставки портовых сборов дифференцированы для российских судов, работающих в каботажном или заграничном плавании, а также для иностранных судов и регулируются государством. Тарифы устанавливаются по морским бассейнам. Стоимость (цена) морской перевозки, как отмечалось выше, может выражаться в форме фрахта.
Фрахт – это цена морской перевозки, которая устанавливается договором между перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем (фрахтователем) на каждую перевозку в отдельности.
Обусловленная таким договором сторон фрахтовая ставка на других перевозчиков и фрахтователей не распространяется и действует только в течение периода времени, на который заключен договор (обычно один рейс, ряд последовательных рейсов или на определенный ограниченный период).
Фрахтование применяется в порядке свободной конкуренции на фрахтовом рынке в международном судоходстве.
На внутреннем водном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие, связанные с перевозками услуги, определяются пароходствами самостоятельно с учётом конъюнктуры рынка, т.е. являются свободными. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.
Тариф устанавливается за 1 т груза (по классам), по району плавания и расстоянию, партионности отправки (судовая, сборная, мелкая), ставкам сборов на погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание, хранение и др. Мелкой отправкой считается отправка массой груза менее 20 т. Для мелкой отправки тариф повышается на 60 % по сравнению с судовой отправкой.
Сборной считается отправка массой более 20 т. Для нее тариф повышается по сравнению с судовой на 20 %.
На внутреннем водном транспорте применяются и договорные тарифы, в случае сокращения норм времени доставки грузов, использования специализированных судов, завозе грузов на мелкие реки с ограниченным сроком навигации и др.
Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
На воздушном транспорте следует различать две относительно самостоятельные и одновременно неразрывно связанные между собой в едином технологическом процессе сферы (функции):
непосредственно перевозки грузов и пассажиров на воздушных судах;
аэропортовое обслуживание, которое включает широкий комплекс услуг для воздушных судов, пассажиров и грузов (посадка-взлет самолета, диспетчерское обслуживание, обработка грузов, обеспечение безопасности, обслуживание пассажиров и т.п.).
Первую функцию выполняют авиакомпании, вторую - аэропорты.
Авиакомпании осуществляют услуги по перевозкам грузов в пределах Российской Федерации по свободным договорным ценам (тарифным соглашениям), за основу которых берутся фактическая масса (вес груза) и расстояние перелета. В отдельных районах, где отсутствуют другие виды транспорта, применяют повышенный тариф (до 70 %).
Деятельность аэропортов подлежит государственному регулированию, а доля стоимости его услуг в стоимости грузовой перевозки или билета пассажира составляет в среднем 15-20 %.
Например, обеспечение безопасного взлета и посадки самолета ТУ-154 обходится примерно в 700 долларов США.
Стоимость авиабилета определяется авиакомпанией.
Ценовое регулирование деятельности аэропортов России производится с соблюдением принципов и рекомендаций международных организаций, которые сформированы на основе обобщения практики многих государств.
Тарифы на услуги по транспортировке продукции (нефти, природного газа, газового конденсата, нефтепродуктов) по системам магистрального трубопроводного транспорта утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий - Федеральной службой по тарифам.
При этом учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также обеспечение эксплуатирующих организаций систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов) финансовыми ресурсами, необходимыми для надежного и безопасного функционирования и развития сети их трубопроводов.
Особенности государственного регулирования тарифов на услуги магистральных газопроводов определяются Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации». Тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территории субъектов Российской Федерации.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5