logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

8.2. Система договоров перевозки

Гражданский Кодекс РФ (гл. 40) содержит определения целого ряда договоров, регулирующих отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Они предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки. Другими словами, Гражданский кодекс РФ предусматривает систему договоров перевозки.

Предмет большинства транспортных договоров заключается в действиях по перемещению материальных ценностей либо обеспечению (обслуживанию) этого процесса.

Применительно ко всем видам транспорта в системе договоров перевозки Гражданский кодекс РФ выделяет следующие договоры.

В договоре перевозки грузов участвует транспортная организация (перевозчик), которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату. Обычно грузоотправитель называет перевозчику третьего участника транспортного процесса – грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки груза – это договор, в котором одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона (грузоотправитель) – оплатить за перевозку установленную плату.

Договор перевозки грузов является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату, и имеет право на перевозку сданного груза.

Договор перевозки грузов, как правило, считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Договор перевозки груза может содержать в себе условия, которыми определены порядок подачи транспортных средств, погрузки-рагрузки грузов, сроки их доставки, а также ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозки.

Договор перевозки пассажира – это такой договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира является двухсторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, что обязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения противостоит встречная обязанность – уплатить пассажиром провозную плату.

Данный договор носит консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать подвижной состав в соответствии с расписанием движения транспортных средств и предоставить пассажиру место в соответствующем транспортном средстве возникает с момента приобретения пассажиром проездного билета.

Договор перевозки багажа является самостоятельным и реальным видом договора, который сопутствует договору перевозки пассажира.

По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за определенную плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также его форма устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ). Договор фрахтования широко применяется на морском, речном, воздушном транспорте.

Договор фрахтования (чартер) является двухсторонним, возмездным, консенсуальным.

Предмет обязательств перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. Например, всего транспортирного судна или одного (нескольких) его трюмов.

В соглашениях определяется порядок передачи и приёма грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когда перевозка производится разными видами транспорта по единому перевозочному документу (транспортной накладной, проездному билету, багажной квитанции), а также условия осуществления таких перевозок.

Подобные соглашения должны заключаться между транспортными организациями в соответствии с Законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ). Эти соглашения определяют, в основном, взаимоотношения, складывающиеся между транспортными организациями, и не могут квалифицироваться в качестве договора перевозки.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Такие договоры носят долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ).

Данные договоры являются двусторонними, возмездными и консенсуальными.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры), на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

Порядок их заключения определяются транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Предметом обязательств, вытекающих из таких договоров, являются действия транспортных организаций по обеспечению приёма грузов, доставленных в место отправления (железнодорожную станцию, порт, аэропорт) и сдаваемых к перевозке не грузоотправителем, а транспортной организацией другого вида транспорта; перевалка грузов в пути их следования с одного вида транспорта на другой; выдача грузов транспортным организациям для доставки их получателям.

Иными словами, договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов могут регулироваться взаимоотношения транспортных организаций, складывающиеся между ними на протяжении всего процесса перевозки грузов.

Отличие договора об организации работы по обеспечению перевозок грузов от соглашений, заключенных между организациями различных видов транспорта при прямом/смешанном сообщении, состоит в том, что в первом случае речь идёт о регулировании взаимоотношений, складывающихся между транспортными организациями различных видов транспорта при перевозке грузов, не охватываемых единым транспортным документом, т.е. по нескольким транспортным накладным.