logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

8.1. Источники правового регулирования на транспорте

Правовое регулирование транспортной системы имеет особое значение для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной сетью. Централизованное государственное регулирование всех видов транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Важнейшие нормы Российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта Единой транспортной системы России, содержатся в общей части обязательного права Гражданского кодекса (ГК) и части второй Гражданского кодекса, где имеются гл. 40 «Перевозка» и гл. 41 «Транспортная экспедиция». Положения этих глав конкретизируются и развиваются специальными актами транспортного законодательства. Такими актами, прежде всего, являются уставы и кодексы. Из существа ст. 71 Конституции РФ и п.2 ст. 784 ГК следует, что все они должны иметь статус федеральных законов.

В Российской Федерации действуют Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Транспортные кодексы носят комплексный характер, поскольку, регулируя деятельность определенного вида транспорта в целом, наряду с гражданско-правовыми нормами содержат нормы публичного права. Публичное право - это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес.

Что касается железнодорожного транспорта, то публично-правовые нормы, регулирующие его организацию и условия функционирования, содержатся в отдельном Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 13-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Несмотря на специфику каждого вида транспорта, многие положения транспортных уставов и кодексов близки по содержанию, что значительно облегчает осуществление транспортного процесса, особенно, когда в нем участвует несколько видов транспорта.

Для перевозки пассажиров и багажа особое значение имеет Закон о защите прав потребителей, а для перевозок грузов – Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Нормы, относящиеся к перевозкам, содержатся и в иных законах Российской Федерации.

По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты Правительства РФ. Например, Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2001 г. № 384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало разработки Правил оказания услуг по использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703. Минтранс РФ в 2008 г. разработал проект Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», который находится в стадии согласования.

Он направлен на восполнение одного из существенных пробелов в правовом регулировании отношений между организациями различных видов транспорта и с пользователями по перевозке груза или пассажира из пункта отправления в пункт назначения при выполнении такой перевозки различными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования.

Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении.

Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности, касающиеся прав граждан-потребителей транспортных услуг или деятельности естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами правительства Российской Федерации.

Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111. В большинстве остальных случаев правила перевозок утверждаются Министерством транспорта РФ.

Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, перевозчики вправе также устанавливать свои правила перевозки при условии, что они не будут ухудшать права клиентуры по сравнению с общими правилами.

На отдельных видах транспорта правила перевозок приняты в период, предшествовавший обновлению российского транспортного законодательства, и поэтому применяются в части, не противоречащей ему.

Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства, представляющие собой сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций и др.

Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер, т.е. категоричный, не предусматривающий возможность отклонения от установленных транспортным законодательством требований.

Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности.

Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов Российской Федерации. Так, пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации принято Постановление от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона», Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного законодательства Российской Федерации к таким перевозкам применяются только в том случае, если международным договором Российской Федерации это предусмотрено или необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.

Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.