logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

8.3. Документальное оформление перевозок грузов

Обязанности и ответственность сторон за перевозку груза определяются документами, в которых оговорены вопросы несвоевременного или некачественного обслуживания, недостачи или потери груза, оплаты перевозок и учета работы участников всего транспортного процесса.

Главным документом, определяющим взаимоотношения заказчика и транспортных организаций, является договор на перевозку, в котором подробно отражаются условия взаимоотношения сторон.

Документальное оформление перевозок на различных видах транспорта учитывает специфику работы конкретного вида транспорта.

Перевозка грузов автомобильным транспортом может осуществляться транспортом, специализированных автотранспортных организаций или собственным автотранспортом грузовладельца.

В первом случае грузоперевозки осуществляют на основе договора перевозки. Он заключается автотранспортными организациями с грузоотправителями или, что встречается реже, с грузополучателями. Договор перевозки оформляется в виде разового заказа. По согласованию с автотранспортной организацией грузоотправитель может передать заказ на перевозку груза телефонограммой, сообщив в ней все необходимые данные.

При осуществлении систематических перевозок грузов данного грузоотправителя он и транспортная организация могут заключить между собой долгосрочные договоры об организации перевозок (например, на год). В долгосрочных договорах устанавливаются объемы перевозок, их условия, порядок расчетов за перевозку, рациональные маршруты перевозок, а также форма и порядок представления заявки на перевозку грузов, которую грузоотправитель представляет в автотранспортную организацию. Такая заявка служит для уточнения условий перевозки конкретной партии грузов.

Грузы, предъявляемые к перевозке, оформляются товарно-транспортными накладными.

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчётов за их перевозки автомобильным транспортом. Она состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателя.

Транспортный раздел накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей (заказчиков автотранспорта) с автотранспортными организациями, выполняющими перевозку.

Он служит для учёта транспортной работы и расчётов грузоотправителей или грузополучателей с автотранспортными организациями за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырёх экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Остальные три экземпляра вручаются водителю. Водитель сдает второй экземпляр накладной грузополучателю, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, – автотранспортной организации.

Третий экземпляр товарно-транспортной накладной, служащий основанием для расчетов, автотранспортная организация прилагает к счёту за перевозку и высылает плательщику (заказчику автотранспорта), а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Еще одним документом, который совместно с товарно-транспортной накладной служит для учета работы подвижного состава и водителя, является путевой лист грузового автомобиля.

Путевой лист остаётся в автотранспортной организации. Он является основанием для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Путевой лист обязательно должен иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с заявкой установленной формы, которую грузоотправитель представляет перевозчику в смешанном сообщении не менее чем за 10 дней до начала перевозки. Если же пунктами назначения являются порты – не менее чем за 15 дней до начала перевозки.

В заявке указывается количество вагонов и вес груза, железнодорожные станции назначения и другие необходимые сведения, а также срок действия заявки, который не может превышать 45 суток.

Перевозчик возвращает грузоотправителю заявку с отметкой о ее принятии не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Выполнение заявки (обеспечение грузоотправителя вагонами, контейнерами, погрузка грузов и др.) регистрируется в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем.

Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель должен предоставить перевозчику на каждую отправку груза заполненный надлежащим образом перевозочный документ – транспортную железнодорожную накладную

Она передаётся перевозчику для дальнейшего заполнения им на станции отправления, в пути следования и на станции назначения.

Транспортная железнодорожная накладная включает в себя четыре листа:

- оригинал накладной, который выдается перевозчиком грузополучателю;

- дорожная ведомость, которая составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и всех участниках перевозочного процесса;

- корешок дорожной ведомости, который остается у перевозчика;

- квитанция о приеме груза, остающаяся у грузоотправителя.

Заключение договора перевозки груза подтверждают оригинал накладной и квитанция о приеме груза.

Для каждой накладной составляется дорожная ведомость, которая является учетным документом и сопровождает груз на всем пути его следования.

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Договор морской перевозки груза может быть заключен в следующих вариантах:

  1. С условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. В этих случаях письменно договор оформляется документом, который называется чартер, а лицо его заключившее – фрахтователем;

2. Без условия, предусмотренного п. 1. В этом случае договор оформляется документом, который носит название коносамент, а лицо, которое заключило договор на условии п. 2, а также любое лицо, сдавшее груз перевозчику от своего имени – отправитель.

Таким образом, наличие договора морской перевозки груза подтверждается чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления движения судна.

Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Заключение чартера представляет собой сложный процесс, так как фрахтователь и судовладелец должны согласовать между собой несколько десятков различных условий (пунктов) этого договора.

Поэтому в международном судоходстве для фрахтования судов выработаны типовые (стандартные) проформы чартеров применительно к основным родам перевозимых грузов (лес, уголь, зерно и т.п.), которые позволяют значительно ускорить процесс заключения договора перевозки.

При заключении договора фрахтования в форме чартера факт приема груза к перевозке по этому договору оформляется коносаментом. В этом случае коносамент является лишь распиской в приеме груза.

В коносамент обязательно включаются следующие данные:

- наименование перевозчика и место его нахождения;

- наименование порта погрузки, согласно договору морской перевозки груза, и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

- наименование отправителя и место его нахождения;

- наименование порта разгрузки, согласно договору морской перевозки груза;

- наименование получателя, если он указан отправителем;

- наименование груза;

- внешнее состояние груза и его упаковки;

- размер фрахта;

- время и место выдачи коносамента;

- число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;

- подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

Отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного документа, подтверждающего прием груза для перевозки.

Перевозка грузов внутренним водным транспортом осуществляется на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей.

При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчики и грузовладельцы могут заключать договоры об организации перевозок грузов. В соответствии с таким договором перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме.

Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозки грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя. Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.

К транспортной накладной обязательно прилагаются документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами, а так же сертификаты, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено действующим законодательством.

Перевозчик в подтверждение приема груза проставляет в транспортной накладной штемпель и выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

Для каждой накладной составляется дорожная ведомость, которая сопровождает груз на всем пути его следования.

Транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Перевозки грузов воздушным транспортом (как внутренние, так и международные) могут осуществляться регулярными (по договору воздушной перевозки) или чартерными (по договору фрахтования воздушного судна) рейсами.

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется представить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, либо часть воздушного судна для воздушной перевозки грузов.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой авианакладной установленной формы.

Документальное оформление грузоперевозок должно выполняться перевозчиком только в согласии с заказчиком услуг. При правильном, юридически грамотном оформлении всех документов грузоперевозки можно добиться сохранения груза и материальных средств от потерь в непредвиденных обстоятельствах.

В международных перевозках применяется множество документов, что связано с национальным и международным правом.

Например, Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), сферой применения которой являются международные автомобильные перевозки, вносит единообразие в условиях договора международной перевозки грузов, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика (транспортера).

В 1973 г. Международная торговая палата опубликовала «Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа».

Большинство конвенций и международных документов, регламентирующих международные перевозки, носят обязательный характер. Однако «Унифицированные правила…» не применяются по умолчанию, поэтому они должны быть внесены в контракт с перевозчиком.