7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
Транспортные тарифы на международные перевозки представляют собой совокупность цен на перевозку внешнеторговых грузов в определенном международном сообщении.
Особенности построения тарифов в международном сообщении связаны с внешней торговлей, которую обслуживает транспорт, и конкуренцией между видами и предприятиями одного вида транспорта и странами.
Международные перевозки на любом виде транспорта оформляются на основе международного унифицированного свода правил, разъясняющего условия купли-продажи, права и обязанности продавца и покупателя. Эти правила, именуемые ИНКОТЕРМС, регламентируют отношения между грузовладельцами в основном для учета перехода риска в процессе движения груза от продавца к покупателю.
ИНКОТЕРМС периодически пересматриваются мировым сообществом.
В настоящее время действуют ИНКОТЕРМС 2000, представляющие собой международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применяемых в международной торговле терминов. Они опубликованы Международной торговой палатой.
Экспортеры и импортеры товаров в своей деятельности имеют дело с различными договорами (купли-продажи, перевозки, страхования и т.п.). ИНКОТЕРМС-2000 относят только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи.
ИНКОТЕРМС регулируют ряд наиболее важных принципиальных базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения.
Любой из 13 базисов поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена:
распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, т.е. определение, какие расходы и до какого момента несет продавец, и какие, начиная с какого момента, покупатель;
момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;
дату поставки товара, т.е. определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя (например, транспортной организации и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки).
Базисные условия поставки разработаны для однозначного определения системы транспортировки, возможных рисков и других особенностей перевозки, а следовательно, существенно влияют на цены транспортных услуг, на транспортные расходы сторон договора купли-продажи. Поэтому в контракте купли-продажи предусматривается особый раздел – транспортные условия. В него включают порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и разгрузки, размер и порядок оплаты, расчеты провозных платежей и т.п.
Таким образом, до заключения контракта купли-продажи необходимо учесть транспортный фактор и выяснить мировые цены на транспортировку экспортно-импортных грузов.
Тарифная политика на различных видах транспорта в международных перевозках имеет свои особенности.
Тарифы на автомобильном транспорте в международном сообщении включают:
тарифы на перевозку грузов;
тарифы на другие виды услуг (экспедиторские, агентские, брокерские и т.д.);
надбавки, скидки, штрафы.
Первостепенным является тариф на перевозку.
В автомобильных перевозках произошло обезличивание тарифа по отношению к роду перевозимого груза, т.е. для перевозчика не имеет принципиального значения характер и свойства груза, так как большинство грузов перевозятся в универсальном подвижном составе и не требует за некоторым исключением (опасные, скоропортящиеся, тяжеловесные грузы) особых условий их транспортировки.
Цена перевозки в международных автомобильных перевозках именуется международным автомобильным грузовым тарифом.
Международным автомобильным грузовым тарифом называется ставка провозных плат за перевозку груза в одном транспортном средстве за 1 км пути.
Для определения расстояний перевозки транспортными фирмами используются специальные атласы автодорог, которые последние годы трансформировались в Справочники тарифных расстояний. В России такие справочники издаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Однако стоимость любой перевозки, т.е. пространственного перемещения груза из пункта отправления в пункт назначения, больше величины получаемой умножением покилометровой ставки тарифа на расстояние маршрута. К полученной величине перевозчик добавляет: стоимость приобретенных им документов для выполнения перевозки (разрешений, книжек МДП, т.е. книжек международных дорожных перевозок); расходы по страхованию (транспортного средства, гражданской ответственности перед третьими лицами) и некоторые другие рационально понесенные издержки.
Стоимость международных автомобильных перевозок устанавливается перевозчиком, как правило, в СКВ. В настоящее время в качестве СКВ используется швейцарский франк.
Поскольку автомобили различны по грузоподъемности и грузовместимости, тариф, как правило, относится к автотранспортным средствам грузоподъемностью 20 т или объемом кузова или тента 82 м3. Если грузовладелец требует или перевозчик предоставляет автотранспортное средство с иными характеристиками, то стороны соответственно изменяют тарифную ставку, используя существующие корректировочные коэффициенты.
Тариф на обратный путь с грузом, как правило, ниже. Во всех странах в справочниках и рекламных изданиях публикуются основные тарифные ставки. Тариф на перевозку внешнеторговых (экспортных и международных) грузов железнодорожным транспортом устанавливается в виде так называемой тарифной политики и специальных ставок.
Тарифная политика представляет собой основной документ, определяющий сферу действия, правила применения, порядок регулирования (изменения) международных тарифов и размеры коэффициентов для определения базовой провозной платы.
Тарифная политика железных дорог государств-участников содружества независимых государств (СНГ) на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год согласовывается (принимается) на тарифной конференции железнодорожных администраций стран СНГ не менее чем за 2 месяца до введения в действие. Например, тарифная политика железных дорог стран СНГ на 2010 г. была согласована 23 октября 2009 г. на тарифной конференции в городе Алматы.
Тарифная политика железных дорог на очередной фрахтовый год объявляется в открытой печати.
Ставки Тарифной политики железных дорог на внешнеторговые перевозки устанавливаются на базе международного транзитного тарифа (МТТ) и Единого транзитного тарифа (ЕТТ). Валютой тарифа является швейцарский франк.
Ставки тарифной политика на перевозки не включают в себя дополнительные сборы.
В тарифных ставках на международные железнодорожные перевозки учитывают дальность перевозки, массу (вес) отправки, конкретное наименование груза.
Провозные платы по Транспортной политике российских железных дорог (ТП РЖД) публикуются Центром фирменного транспортного обслуживания ОАО РЖД (ЦФТО РЖД) в виде отдельного прейскуранта, который содержит развернутые по расстояниям таблицы с готовыми ставками в швейцарских франках на тонну или контейнер. Эти ставки называют базовыми, и они устанавливаются отдельно для повагонных и мелких отправок, для наливных грузов в цистернах, для универсальных контейнеров, для грузов, перевозимых в рефрижераторном подвижном составе.
К публикуемым базовым ставкам ТП РЖД дополнительно применяются коэффициенты, объявляемые на год или квартал. С помощью коэффициентов поощряется перевозка внешнеторговых грузов в собственном или арендованном предприятиями подвижном составе (Плата взимается с коэффициентом 0,85).
Каждая железная дорога имеет право уменьшить тариф, например, за предоплату перевозки, поставку больших объемов грузов и т.д.
Тариф на перевозку грузов морским транспортом в международном сообщении (заграничном плавании) определяется формой организации работы транспорта, которая бывает двух видов:
- трамповая;
- линейная.
Трамповое судоходство – морское судоходство, при котором работа грузовых транспортных судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и разгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки (фрахт) устанавливается по договоренности сторон.
Трамповые грузы это обычно массовые насыпные или навалочные грузы (уголь, руда, зерно, сахар, удобрения, лес и т.д.)
Линейное судоходство - специфическая форма транспортных услуг, при которой перевозчик организует между установленными портами регулярную доставку генеральных грузов сборными отправками по заранее объявленному расписанию.
Наличие двух форм организации перевозок на морском транспорте привело к тому, что цена на перевозки существует в двух форматах:
в виде фрахтовых ставок на трамповый тоннаж;
в виде тарифов (системы ставок) в линейном судоходстве.
Фрахт – это форма оплаты морской перевозки грузов, размер которой устанавливается по согласованию сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки или исчисляется на основе тарифа за один порт погрузки и один порт выгрузки.
Такая фрахтовая ставка на других перевозчиков (фрахтовщиков) и грузоотправителей (фрахтователей) не распространяется. Ставка фрахта зависит от рода груза, его ценности, направления перевозки, расстояния, конъюнктуры рынка. Она устанавливается за единицу массы или объема (тонну, кубометр) или за штуку (ящик, рулон и т.д.).
В некоторых случая фрахт устанавливается не за единицу груза, а за все судно в целом или его часть (за отдельное грузовое помещение).
Тарифы в линейном судоходстве объявляются заранее судоходными компаниями и являются одинаковыми для всех грузоотправителей.
Важный элемент любого тарифа – тарифная (транспортная) единица измерения количества перевозимого груза, принятая для установления тарифной ставки. Это обычно метрическая тонна (1000 кг), или английская тонна (1016 кг), или объемная тонна – 1м3 или 40 куб. (футов), за перевозку которой взимается провозная плата (фрахт), выражаемая тарифной ставкой.
Регулированием международных авиационных тарифов занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Официальные международные авиатарифы публикуются в справочниках Air Cargo Tariff (ACT) и Air Pussenger Tariff (APT).
Международные тарифы на грузовые перевозки воздушным транспортом установлены по зонам, на которые разделен земной шар. ИАТА вырабатывает тарифную политику и правила применения тарифов по зонам (конкретным направлением). Аэропорты объедены в маршрутные группы, которые включены в ту или иную зону. Тариф устанавливает цену за перевозку 1 кг груза между парой городов с учетом расстояния. Он включает в себя затраты на погрузку и разгрузку воздушного судна, хранение груза и выполнение с ним необходимых технологических операций. Базовая ставка установлена при перевозке грузов на расстояние 500 км (100%). При большем расстоянии ставка снижается, например, на расстоянии до 5000 км – на 33 %, свыше 8000 км – на 42 %.
Система установления цен на международные воздушные грузовые перевозки включает три вида тарифов:
- основные;
- классовые;
- специальные (корейты).
Основные тарифы – это стандартные тарифы, установленные для оплаты за перевозку 1 кг груза от пункта отправления до пункта назначения. Они являются наиболее распространенными при перевозке всех видов грузов, за исключением некоторых случаев, когда применяются другие виды тарифов.
Основные тарифы подразделяют на: нормальные (до 45 кг), количественные (более 45 кг), минимальный сбор.
Классовые тарифы применяются для перевозки грузов определенного класса. Они фактически являются адвалорными ставками, которые исчисляются с учетом ценности (стоимости) перевозимого товара.
Классовые тарифы устанавливаются на виды грузов, требующих особых условий для перевозки: золото, драгоценности, наличная валюта, животные и др.
Специальные тарифы (корейты) представляют собой льготные тарифы на перевозку отдельных категорий грузов в зависимости от массы отправок. Весовые категории отправок составляют диапазон от 45 до 1000 кг. Классификация грузов, к которым применяются специальные тарифы, приводится в справочниках ИАТА. Грузы подразделяют на 10 групп по 1000 подгрупп каждая.
Специальные тарифы применяются ограниченно. ИАТА устанавливает определенный период их действия и только между определенными парами городов в конкретном направлении перевозки.
Применение специальных тарифов является действенным механизмом привлечения внешнеторговых грузов на воздушный транспорт, так как корейты представляют собой льготные цены международных перевозок: становится целесообразным перевозить воздушным транспортом такие категории грузов, которые обычно доставляются другими видами транспорта, чаще всего автомобильным.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5