logo search
ЛЭВС / 5 - ПАД ДА40

7.4. Продольная управляемость самолета

Продольной управляемостью называется способность самолета изменять угол атаки при отклонении руля высоты.

Продольная управляемость самолета должна удовлетворять следующим основным требованиям:

– руль высоты должен быть достаточно эффективным, т. е. при отклонении руля на 1° самолет должен повернуться на определенный угол;

– самолет должен быстро, без запаздывания реагировать на отклонение руля;

– усилия на органах управления должны быть небольшими и не выходить за установленные пределы.

Критериями продольной управляемости являются:

– – эффективность руля высоты показывает, на какой угол необходимо отклонить ручку управления самолетом, чтобы изменить перегрузку на единицу (рис. 7.6, а);

–  – тяжесть продольного управления показывает, какое усилие необходимо приложить к ручке управления самолетом, чтобы изменить перегрузку на единицу (рис. 7.6, б).

Рис. 7.6. Критерии продольной управляемости

Характеристиками продольной управляемости служат балансировочные кривые: в = f (V) и Pв = f (V) (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Зависимость положения руля высоты и усилия на ручке управления самолетом от скорости

Основные эксплуатационные факторы, влияющие на продольную управляемость самолета:

центровка самолета: излишне передняя центровка увеличивает устойчивость, но затрудняет продольную управляемость, то есть возрастают усилия, прикладываемые к ручке управления самолетом;

скорость полета: при увеличении скорости полета эффективность продольного управления и тяжесть управления увеличиваются;

высота полета: с увеличением высоты полета продольная управляемость ухудшается вследствие уменьшения плотности воздуха.