4.5. Воздушный транспорт
Воздушный транспорт является универсальным видом транспорта способным перевозить различные виды грузов и пассажиров.
Основная задача данного вида транспорта – перевозка пассажиров на средние и дальние расстояния и срочных или скоропортящихся грузов.
На долю воздушного транспорта приходится примерно 40 % объёма пассажирских перевозок в международном сообщении России. Такая значимая роль воздушного транспорта связана с большими размерами территории нашей страны и недостаточной обеспеченностью отдельных регионов другими видами транспорта.
Так, в районах Сибири и Дальнего Востока, где транспортная сеть практически отсутствует, авиация нередко служит единственным транспортным средством. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют около 80 %.
Объём грузов, перевозимых воздушным транспортом незначителен и составляет примерно 0,01 – 0,02 % от общего объема перевозок единой транспортной системой страны.
Воздушным транспортом перевозят, как правило, срочные, скоропортящиеся и ценные грузы. Номенклатура этих грузов следующая: произведения искусства, антиквариат, драгоценные металлы, камни, пушнина; ранние овощи, фрукты, другие скоропортящиеся грузы, гуманитарная помощь, медикаменты, почта; продовольственные и промышленные товары для удаленных районов; грузы для чрезвычайных ситуаций.
За рубежом намечается тенденция перевозки воздушным транспортом так называемых парцельных грузов. Парцельные грузы – это мелкие партии ценных грузов, к которым относятся нетоварные грузы: образцы товаров, подарки, рекламные материалы и т.п.
Воздушный транспорт в единой транспортной системе России занимает особое место, так как способен осуществлять ряд специфических работ не транспортного характера, необходимых для отраслей экономики страны, но которые не могут выполняться другими видами транспорта.
К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят:
монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, линий электропередач;
сельскохозяйственные работы (полив, внесение удобрений, распыление пестицидов для борьбы с сорняками, аэросев трав, риса и др.);
связь с удалёнными и труднодоступными районами;
скорая медицинская помощь, в том числе доставка специалистов узкого профиля в экстренных случаях;
пожаротушение, особенно в лесных массивах;
обслуживание полярных районов (станций);
аэрофотосъемка;
разведка залежей нефти;
ледокольная разведка и проводка судов в районах Крайнего Севера и Северного морского пути;
доставка рабочих к морским нефтяным промыслам при вахтовом методе работы;
инспекция дорожного движения и др.
В России функционирует около 400 авиакомпаний и 845 аэропортов, 63 из которых имеют федеральное значение 49 – международное.
Имеются мелкие авиакомпании, насчитывающие 5-10 самолетов, которым трудно конкурировать с большими компаниями. В последние годы наметилась тенденция объединения мелких компаний в крупные предприятия.
Крупнейшими авиакомпаниями являются: Аэрофлот, Сибирь, Трансаэро, Россия, Уральские авиакомпании.
Акции ОАО «Аэрофлот», имеющего более 106 самолётов, распределены следующим образом: 51,17% принадлежит государству; 40,55% - собственность юридических лиц; 8,28 % принадлежит физическим лицам.
Важно отметить следующее. Если предприятия воздушного транспорта приватизированы (акционированы), то системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Причиной этому являются не их первоначальная стоимость и затраты на эксплуатацию, а ответственность государства за безопасность полётов и жизнь людей.
Основными технико-эксплуатационными особенностями и достоинствами воздушного транспорта являются:
наличие естественной среды (воздушного пространства), играющей роль «транспортного коридора»;
высокая скорость доставки грузов и пассажиров в любые самые отдалённые точки суши и Мирового океана;
маневренность и оперативность, особенно при организации новых маршрутов;
возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в том числе из-за аварий на других видах транспорта;
длительная беспересадочность перелётов (примерно 10000 км);
кратчайший путь следования;
более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта;
экономия общественного времени, благодаря ускорению доставки;
неограниченные провозные возможности, ограничивающиеся лишь мощностью аэродрома;
относительно небольшие капиталовложения на 1 км воздушного пути (примерно в 30 раз меньше, чем на железнодорожном транспорте).
К относительным недостаткам воздушного транспорта относятся:
высокая себестоимость перевозок, в силу чего воздушный транспорт не является грузовым;
зависимость от погодных условий;
высокая энергоёмкость;
ограниченность габарита и веса перевозных грузов;
сравнительно высокие во многих случаях потери времени на маршрутах между городом и аэропортом.
Материально-техническую базу воздушного транспорта составляют следующие элементы: воздушные линии (трассы полётов); летательные аппараты (самолёты и вертолёты); аэропорты, в том числе аэродромы, авиаремонтные мастерские и т.п.
В зависимости от назначения и области использования летательные аппараты подразделяются следующим образом:
пассажирские;
грузовые;
комбинированные (грузопассажирские);
специального назначения.
Специальные самолеты, в свою очередь, бывают: спортивные, санитарные, поисково-спасательные, учебно-тренировочные, сельскохозяйственные.
По скорости полёта различают самолёты:
дозвуковые, т.е. летающие со скоростью меньше скорости звука;
сверхзвуковые.
В зависимости от протяжённости беспересадочного перелёта, количества перевозимых пассажиров, размеров и типов взлетно-посадочных полос самолёты подразделяются на:
магистральные;
местных линий.
Магистральные самолёты, в свою очередь, классифицируют следующим образом:
дальние (расстояние перелёта 6-11 тыс. км);
средние (расстояние перелёта 2,5-6 тыс. км);
ближние (расстояние перелёта 1-2.5 тыс. км).
Практически весь парк Российских гражданских воздушных судов физически и морально устарел и на сегодняшний день отстает по техническому уровню от зарубежных самолётов и вертолётов аналогичного класса. Вследствие этого отечественные воздушные суда значительно уступают зарубежным аналогам по расходу топлива, экологическим и другим показателям, что ставит российские авиакомпании в неравные условия на рынке авиаперевозок.
Самолёты взлетают и садятся на аэродром.
Аэродром – это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания самолётов.
Аэродром оборудуется комплексом радио- и светотехнических средств для обеспечения регулярности и безопасности полётов. Аэродром является составным элементом более широкого понятия – аэропорт.
Аэропорт – это транспортное предприятие осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, технических средств и оборудования, занимающий несколько гектаров территории.
Аэропорты подразделяются на международные (Шереметьево-2), республиканские (Домодедово, Шереметьево-1).
Крупнейшие аэропорты мира обслуживают в год несколько десятков миллионов пассажиров (О`Хара в Чикаго – 41 млн. чел.; им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке – 41 млн. чел.; Шереметьево – 12 млн. чел., Внуково – 8 млн. чел.).
Крупные транзитные и пересадочные аэропорты называют узловыми аэропортами - хабами.
В начале в узловом международном аэропорту (хабе) собираются пассажиры (грузы) по магистральным, межрегиональным и межконтинентальным маршрутам, затем эти пассажиры (грузы) отправляются местными и региональными маршрутами в конечные пункты назначения, куда магистральному перевозчику летать не выгодно.
Технология работы воздушного транспорта имеет свои особенности:
движение самолётов осуществляется строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлёта-посадки на аэродромном поле;
каждому самолёту в воздухе выделяется свой коридор движения, зависящий, прежде всего, от скорости и грузоподъёмности самолёта.
Коридор движения – это расчётная высота полёта и системы координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе и гарантировать безопасность полёта по приборам измерения и поддержания высоты полёта.
При планировании и анализе работы воздушного транспорта используют следующие показатели: объём перевозок (пассажиров и грузов); пассажирооборот; грузооборот; коммерческая загрузка воздушного судна (самолёта, вертолёта); средняя дальность полёта пассажиров; производительность воздушного судна и др.
Показатели (объём перевозок, грузооборот) рассмотрены в главе 4.
Коммерческая загрузка самолета (вертолёта) – это частное от деления выполненных им приведённых тонно-километров на налёт самолёта в километрах.
Приведённые тонно-километры характеризуют объём всей выполненной самолётом (вертолётом) работы по перевозке грузов и пассажиров. Приведение производится суммированием тонно-километров и пассажиро-километров. Пассажиро-километры суммируются с тонно-километрами с коэффициентом 0,09.
Средняя дальность полётов рассчитывается делением выполненных пассажиро-километров на количество отправленных пассажиров.
Производительность воздушного судна определяется как отношение выполненных им приведённых тонно-километров к налёту судна в часах.
Проблемы и тенденции развития воздушного транспорта
Состояние и развитие воздушного транспорта России оказывают влияние на многие стороны социально-экономических отношений в стране, в том числе и на обеспечение национальной безопасности.
Вместе с тем парк самолётов, который эксплуатируют авиакомпании России, устарел морально и физически и требует замены. Необходимо создание самолётов повышенных пассажировместимости и грузоподъёмности, особенно для дальних маршрутов. Например, ИЛ-86 вмещает до 350 пассажиров, а Боинги – до 530 пассажиров.
Самый большой в мире по грузоподъемности самолёт АН-225 «Мрия» максимально поднимает 250 т, украинско-российский грузовой самолёт АН-125 «Руслан» - 120 т.
В целях сокращения площадей аэродромов требуется создание самолётов короткого и вертикального взлёта-посадки для гражданской авиации. В военной авиации они существуют с 1969 г.
Большой проблемой является повышение прочности взлётно-посадочных полос из-за значительных на них нагрузок и температур.
Необходимо создавать самолёты со средствами автоматики, обеспечивающими взлёт-посадку в любую погоду и различных условиях видимости, что расширит конкурентные возможности воздушного транспорта и повысит качество обслуживания пассажиров.
В связи с увеличением массы и скорости новых самолётов, требуется повышения их топливной экономичности. Это особенно важно для пассажиров, поскольку позволит не повышать тарифы на перевозку.
Необходимо повышение уровня обслуживания пассажиров, безопасности движения.
Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 года)» содержит подпрограмму «Гражданская авиация», в соответствии с которой должны быть решены 8 задач, основные являются следующие:
развитие сети внутрироссийских узловых аэропортов;
развитие сетей региональных и местных аэропортов;
развитие сети крупных международных аэропортов;
обновление парка воздушных судов.
Подпрограммой предусматривается обновление парка самолётов (678 единиц), строительство и реконструкция 103 взлетно-посадочных полос.
Развитие воздушных перевозок будет связано с созданием аэропортов – хабов, формируемых на базе Московского (Шереметьево, Внуково, Домодедово) и Санкт-Петербургского (Пулково) авиационных узлов, а также аэропортов Калининграда, Новосибирска, Самары, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Красноярска и Хабаровска.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5