5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
При создании в государстве сложных производственно-экономических систем (крупных промышленных предприятий), населенных пунктов возникает проблема выбора способов доставки грузов и перемещения пассажиров. Условия такого выбора могут быть двоякие: текущие и перспективные (стратегические).
В первом случае выбор производится из существующих в стране или регионе видов транспорте, во втором – учитывают возможное их развитие и создание новых способов перемещения товаров и людей.
На практике выбор вида транспорта зачастую ограничен, особенно в сфере грузовых перевозок.
Так, массовый завоз грузов в глубинные районы Крайнего Севера возможен в основном внутренним водным (речным) транспортом в период навигации с припортовых железнодорожных станций и морских портов.
Перевозка угля на теплоэлектростанции и железорудного сырья на металлургические комбинаты осуществляется, как правило, железными дорогами с использованием железнодорожных подъездных путей отправителей и получателей этих грузов.
Во многих районах России, особенно на Востоке, еще сохраняется естественно-монопольное транспортное сообщение одного вида транспорта при ограниченных возможностях выбора другого вида транспорта.
Вместе с тем в современных условиях в период структурной перестройки экономики и изменений в объемах и географии перевозок выбор вида транспорта может быть значительно расширен.
Например, возросла в современных условиях конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом при перевозках не только на короткие, но и на средние и даже дальние расстояния. Растет также конкуренция между железнодорожным и воздушным транспортом при перевозке пассажиров. Усиливается конкуренция в пригородном и местном сообщении между железнодорожным и автомобильным транспортом.
При выборе вида транспорта руководствуются рядом принципов.
Первый и основополагающий принцип заключается в том, что выбор транспорта или способа перемещения делают сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего централизованного распределения перевозок грузов. Это вынуждает работников транспорта уметь продавать (а не распределять, как ранее) транспортные услуги на транспортном рынке.
Второй принцип, вытекающий из первого – это то, что основным критерием выбора вида транспорта являются затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительными критериями здесь могут быть минимальные сроки перемещения, надежность, безопасность, сохранность, экономичность перевозок, которые в некоторых случаях могут иметь решающее значение.
Третий принцип заключается в обеспечении сопоставимости стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов перевозки. Для этого сопоставляются все элементы затрат на пути перемещения груза от склада отправителя до склада получателя, что определяется термином «от двери до двери» или следования пассажира «от дома до дома».
Четвертый принцип – это обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг. Для этого используются различные виды рекламы о ёмкости, качестве и стоимости транспортных услуг за счет хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов, развития маркетинговых подходов в работе транспортных предприятий.
Объективная информация о транспортных услугах позволяет клиентам проводить сравнительные расчёты по оптимизации своих затрат на транспорт, определять более выгодные рынки сбыта своей продукции и управлять транспортной составляющей в цене товаров и услуг.
В связи с тем, что одновременно учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на выбор вида транспорта, очень трудно, на практике сначала рассчитывают обобщающие стоимостные показатели, а затем по мере необходимости и возможности сопоставляют натуральные и эксплуатационно-технические.
В условиях рыночной экономики важнейшим общим принципом выбора вида транспорта является конкурентоспособность транспортных услуг того или иного варианта перевозок.
В связи с этим при выборе каналов товародвижения недостаточно сравнения только затрат на перевозки. Необходим учёт качества транспортного обслуживания потребителей, условия безопасности и экономичности транспорта.
Большое значение имеет также форма собственности сопоставимых транспортных средств, система страхования перевозок и банковского обслуживания клиентуры.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5