4.3. Морской транспорт
Морской транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров на международных и внутренних морских линиях. Ему принадлежит особая роль в единой транспортной системе страны. Это объясняется, прежде всего, уникальными физико-географическими условиями России. Более 60 % населения страны проживает на прибрежных территориях.
Морской транспорт включает два элемента:
подвижные средства (суда);
морскую транспортную инфраструктуру (порты, терминалы, судостроительные и судоремонтные предприятия и т.д.).
Россия входит в первую десятку крупнейших морских стран мира по количеству судов.
Морской транспорт выполняет три основные функции:
обеспечивает морские международные связи страны, перевозя грузы российского экспорта и импорта;
удовлетворяет перевозки внутри страны в каботажном плавании.
Каботажное плавание – это плавание судов между портами одного государства. Каботажное плавание бывает двух видов: большой каботаж – плавание между портами одной страны, расположенными в разных морских бассейнах; малый каботаж – это плавание между портами, находящимися в одном морском бассейне;
осуществляет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФовские перевозки, включающие экспортно-импортные перевозки, а также перевозки между иностранными портами).
Морской флот играет главную роль во внешнеторговых перевозках, а также в обслуживании районов Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока и Сахалина.
Основными достоинствами и особенностями морского транспорта являются:
практически неограниченная линейная пропускная способность, что позволяет строить суда большой грузоподъемности (несколько сот тысяч тонн), обеспечить массовые межконтинентальные перевозки внешнеторгового оборота;
широкие международные связи: морские суда России посещают порты более 120 стран мира;
относительно небольшие первоначальные капиталовложения в морские транспортные пути;
большие расстояния, на которые могут перевозиться грузы (перевозки осуществляются на дальние и сверхдальние расстояния). Средняя дальность перевозки грузов морским транспортом примерно 2000 миль;
незначительный удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта, так как здесь сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутном транспорте;
низкая себестоимость перевозок;
развитие морских путей безгранично: к любой точке в мировом океане может быть проложен морской путь;
высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Однако морской транспорт имеет и относительные недостатки:
зависимость от гидрометеорологических условий (ветры, сильные туманы, волнения, осадки, ледоставы в устьях портов);
необходимость создания дорогостоящего портового хозяйства, связанного с промышленными районами страны, сетью железных и автомобильных дорог;
значительные капиталовложения в строительство судов;
низкие скорости движения транспортных средств;
ограниченное применение в прямом сообщении.
На морском транспорте эксплуатируются десятки тысяч судов, что вызывает необходимость их классификации.
Гражданские суда классифицируют по следующим признакам:
назначению;
району плавания;
материалу корпуса;
роду двигателя;
роду движителя.
По назначению суда подразделяют на следующие группы:
транспортные, которые, в свою очередь, подразделяют на: сухогрузные (универсальные и специализированные); наливные, грузопассажирские, пассажирские;
промысловые, предназначенные для добычи, переработки, хранения и доставки продуктов морского лова;
служебно-вспомогательные, предназначенные для обслуживания различных нужд, возникающих при эксплуатации флота (ледоколы, буксиры, спасательные, пожарные и т.п.);
суда технического флота, предназначенные для обслуживания транспортных и промысловых судов, портов, морских путей (земснаряды, плавучие доки и т.п.);
специальные, предназначенные для выполнения конкретного вида работ (паромы, научно-исследовательские, учебные и т.п.);
спортивные.
По району плавания различают суда:
неограниченного района плавания (океанские);
ограниченного района плавания (морские);
прибрежного плавания;
рейдовые;
портовые.
По материалу корпуса различают суда: деревянные, стальные, композитные, железобетонные.
По роду двигателя суда бывают с механическими двигателями, гребные и парусные.
Суда с механическим двигателем разделяются на: пароходы, теплоходы, электроходы, атомоходы.
По роду движителя суда бывают: винтовые, колёсные, парусные, вёсельные.
Для эффективной эксплуатации судов необходимо знать их главные размерения, эксплуатационно-технические характеристики, мореходные качества.
Главные размерения судна это основные линейные размеры судна в метрах: длина, ширина, высота борта, высота надводного борта, осадка.
К основным эксплуатационно-техническим характеристикам транспортных судов относят водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, скорость.
Под водоизмещением (Д) понимают массу судна, равную массе вытесненной им воды в тоннах.
Различают водоизмещение судна порожнем (Д0) и полное водоизмещение (Дп), которые определяются формулами:
Д0 = Рк + Р суд.мех.;
Дп = Д0 + Р суд.зап. + Р эк + Р гр ,
где Рк – масса (вес) корпуса судна, т; Р суд.мех – масса (вес) судовых механизмов (главного двигателя и прочих механизмов и устройств), т; Р суд.зап. – масса (вес) судовых запасов (топлива, воды, снабжения), т; Р эк – масса (вес) экипажа с багажом, т; Р гр – масса(вес) перевозимого груза, т.
Грузоподъемность – это количество груза, которое может принять судно.
Различают полную (дедвейт) и чистую грузоподъемность судна.
Дедвейт (Дв) представляют собой разность между полным водоизмещением судна и водоизмещением порожнем:
Дв = Дп – Д0.
Чистая грузоподъемность (Дч) – это количество груза, которое может принять судно к перевозке от грузоотправителей («на сторону»). В вышеприведенной формуле расчета Дп она обозначена символом Ргр.
Грузовместимость (W) – это объем судовых грузовых помещений в кубических метрах.
Важной характеристикой судна является удельная грузовместимость судна (w), которая определяет объем грузовых помещений судна, приходящихся на 1 т чистой грузоподъемности:
w=
Чтобы оценить возможность полного использования чистой грузоподъемности и грузовместимости судна, сопоставляют удельную грузовместимость судна с удельным погрузочным объемом груза (u), измеряемого тоже в кубических метрах на тонну груза.
Для каждого судна определяют регистровую вместимость. Регистровая вместимость измеряется в особых единицах – регистровых тоннах. Регистровая тонна – это единица объема, равная 2,83 м3 (100 куб. фут.) Регистровая вместимость (регистровый тоннаж) судна используется при определении сумм различных сборов за стоянку у причала, проходу по каналам и пр.
Важнейшей эксплуатационно-технической характеристикой судна является скорость, влияющая на провозную способность судна, время перевозки грузов и пассажиров, расходы на топливо.
Скорость судна – характеристика судна, численно равная расстоянию, проходимому судном в единицу времени (мили в час).
Различают техническую, эксплуатационную, экономическую скорость.
Техническая скорость – это скорость, развиваемая судном при непрерывном движении в течение длительного интервала времени.
Эксплуатационная скорость – это средняя скорость судна, рассчитанная, как отношение расстояния, пройденного судном между двумя или несколькими портами, к ходовому времени.
Экономическая скорость – скорость, при которой судно достигает наилучших экономических показателей.
Особенностью судна как инженерного сооружения является то, что оно представляет собой плавучий объект, управляемый людьми, который перемещается в открытом морском пространстве со сложными погодно-климатическими условиями (ветра, наличие льда и т.п.).
Поэтому оно должно обладать способностью безопасного плавания. Совокупность свойств судна, определяющая его способность совершать безопасное плавание в любых погодных условиях и состоянии моря, называют мореходными качествами судна.
К ним относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, качка, ходкость, управляемость.
Плавучесть – способность судна плавать при заданном количестве погружаемых на него грузов.
Остойчивость – способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия.
Непотопляемость – способность судна после затопления части помещений оставаться на плаву и сохранять остойчивость.
Качка – колебательные движения судна под действием волнения или других внешних сил.
Ходкость – способность судна развивать заданную скорость.
Управляемость – способность судна выдерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования.
Важнейшим элементом транспортной инфраструктуры морского транспорта являются морские порты.
Морской порт – это транспортно-распределительный узел, который является связующим звеном между морскими путями сообщения и другими видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, трубопроводным).
Назначение порта – выполнение грузовых работ (погрузка/выгрузка судов, вагонов, автотранспорта), обслуживание пассажиров, а также обеспечение вспомогательных операций по обслуживанию судов (снабжение топливом, водой, продовольствием и др.)
На побережье морей, омывающих Россию, функционирует 51 порт, развитие и значимость которых в обеспечении внешнеторговых перевозок не одинаковы.
Морские порты классифицируют по ряду признаков:
– По назначению: военные, транспортные, промысловые, порты - убежища.
Военные порты предназначены для обслуживания военно-морского флота.
Транспортные порты обеспечивают передачу грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой.
Промысловые порты предназначены для обслуживания рыбопромыслового флота.
Порты-убежища служат для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн.
– По народнохозяйственному значению порты делятся в зависимость от объема выполняемой портом работы (годового грузооборота в тыс. т) на порты: внекатигорийные, первой, второй, третьей категорий.
– По географическому расположению: береговые, устьевые, внутренние.
Береговые (или открытые) порты – это порты, расположенные на открытом морском побережье (Владивостокский, Мурманский).
Устьевые порты – это порты, расположенные в устье рек (Астраханский, Санкт-Петербургский).
Внутренние порты – порты расположенные далеко от устьев рек или соединенные с морем судоходными каналами (Калининградский).
Порты классифицируют и по другим признакам (годовой продолжительности эксплуатации, изменению уровня воды на акватории порта, отношению к международной торговле).
Важнейшими показателями, характеризующими производственную деятельность порта, являются:
Морской грузооборот – количество тонн груза, погруженного на морские суда и выгруженные с судов за определенный период (сутки, месяц, год).
Грузопереработка – количество груза, которое порт перегружает по всем вариантам перегрузочных работ. Грузопереработка измеряется в тонно-операциях. Тонно-операцией называется законченный процесс перемещения груза в пределах одного из вариантов перегрузочного процесса.
Вариантом называется перемещение груза с одного вида транспорта на другой, с транспорта на склад или в обратном направлении, с одного склада на другой.
Вариант обозначают двумя словами: первое показывает начальное месторасположение груза, а второе – конечное (судно-вагон, вагон-судно, судно-склад и т.д.).
Пропускная способность порта – это максимальное количество грузов, которое порт может погрузить на суда и выгрузить из них за тот или иной период времени.
Государственная политика в области морского транспорта направлена на постоянное развитие флота и портовой инфраструктуры страны.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5