5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
При оценке работы, а также выборе потребителей вида транспорта для перевозки грузов рассматриваются различные показатели, которые определяют преимущества того или иного способа перевозки. Эти показатели характеризуют провозные возможности, экономичность, надежность, комфортабельность, стоимость, скорость перевозки и другие технико-экономические особенности транспорта.
Систему показателей работы транспорта можно разделить на следующие группы:
- натуральные;
- эксплуатационно-технические;
- стоимостные.
К натуральным показателям относятся:
спрос на транспортные услуги (перевозки);
объем перевозок;
дальность перевозок;
грузооборот;
пассажирооборот;
приведенный грузооборот;
густота транспортной сети;
производительность труда;
потребность в рабочей силе;
потребность в топливе, металле, электроэнергии и других материалах.
Эксплуатационно-техническими показателями являются:
пропускная способность;
провозная способность;
число циклов оборота подвижного состава за определенный период времени;
регулярность движения;
безопасность;
сроки доставки грузов (пассажиров);
скорость доставки грузов (пассажиров);
степень сохранности грузов;
маневренность транспорта.
Стоимостные (экономические) показатели включают:
тарифы на перевозку и другие транспортные услуги;
себестоимость перевозок;
прибыль;
рентабельность;
удельные капитальные вложения;
фондоёмкость;
стоимость перевозимого груза и др.
На абсолютное значение натуральных показателей оказывают влияние многочисленные факторы, между которыми существуют определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Например, на объем и дальность перевозок, грузооборот и пассажирооборот существенное влияние оказывают размеры спроса на транспортные услуги, состояние транспортной инфраструктуры, наличие конкуренции между видами транспорта, тарифы и качество транспортного обслуживания.
В то же время на величину спроса на перевозки существенное влияние оказывают внешние, относительно транспорта, факторы: размещение производительных сил страны, уровень специализации и кооперации производства, система хозяйственных отношений между субъектами рынка, международные экономические связи, географические и климатические условия, рекламная деятельность, демографические и социальные условия жизни в стране, платежеспособность населения и т.п.
Эксплуатационно-технические показатели характеризуют провозные возможности транспорта и определяют, по существу, спрос на транспортные услуги того или иного вида транспорта или их сочетания при смешанных перевозках. На значение этих показателей основное влияние оказывают технология перевозного процесса, уровень использования подвижного состава и других транспортных ресурсов, качество перевозок, качество обслуживания потребителей транспортных услуг.
В совокупности натуральные и эксплуатационно-технические показатели работы транспорта отражают соответственно спрос и предложение на транспортные услуги и характеризуют уровень технического использования транспортных средств.
Решающее значение при оценке и выборе видов транспорта в условиях рыночной экономики принадлежит экономическим показателям, в которых находят отражение как натуральные, так и эксплуатационно-технические показатели.
Факторы, определяющие значение экономических показателей, можно разделить на две группы:
единые для всех видов транспорта;
специфические, отражающие особенности конкретного вида транспорта.
К общим факторам относятся:
объем и густота перевозок (грузонапряженность);
дальность перевозок;
коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава;
удельный вес груженого и порожнего пробега;
структура парка подвижного состава;
производительность;
коэффициент расхода топлива, электроэнергии;
удельное сопротивление внешней среды движению и др.
К специфическим факторам относятся:
на железнодорожном транспорте: вид тяги, число главных путей; длина станционных путей; уклон и профиль пути; типы вагонов; масса и категория поезда (прямой, сборный); вид сообщений (пригородное, дальнее); осевая нагрузка вагона; масса и тип отправки; населённость пассажирского вагона и др.;
на морском и речном транспорте: тип судна; грузоподъемность; скорость движения; пропускная способность порта; вариант грузовых работ в порту (прямой, складской); длительность навигационного периода; направление перевозок на речном транспорте (вверх или вниз по течению); число шлюзов при проходе по каналам и др.;
на автомобильном транспорте: тип автомобиля; грузоподъемность, наличие полуприцепов или прицепов; класс и категория автодороги и др.;
на воздушном транспорте: тип воздушного судна; категория аэропорта; количество промежуточных посадок; степень трудности воздушной трассы и др.;
на трубопроводном транспорте: диаметр труб; давление в трубопроводе; профиль трассы; расстояние между перекачивающими станциями; количество «ниток» трубопровода; род перекачивающего продукта и др.
Перечисленные факторы отражают особенности каждого вида транспорта и являются основными при определении себестоимости перевозок, тарифов и цен на перевозки и другие транспортные услуги, необходимых капитальных вложений и оборотных средств.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5