5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
Сферы рационального использования различных вида транспорта определяются рядом факторов:
- технико-экономическими особенностями того или иного вида транспорта;
- стоимостью перевозок;
- размещением транспортной инфраструктуры на территории страны и др.
Анализ работы и сравнение экономических показателей различных видов транспорта позволяют определить сферу их рационального использования.
В некоторых случаях существует естественная монополия отдельных видов транспорта, сферы применения которых очевидны и в текущих условиях не требуют специальных расчетов.
Например, массовые грузовые межконтинентальные перевозки и связи с островными территориями страны осуществляет в основном морской транспорт.
Вне конкуренции находится внутренний водный транспорт Сибири для доставки грузов в навигационный период.
Для доставки срочных и ценных грузов используется воздушный транспорт. Естественным монополистом является газопроводный транспорт и во многих случаях нефтепроводный. Массовые перевозки топлива и сырья на суше осуществляется железнодорожным транспортом.
Однако при планировании и организации перевозок часто приходится делать выбор между конкурирующими вариантами доставки грузов и перемещения пассажиров.
Поскольку не всегда имеется возможность делать подробные сравнительные расчеты, для грузовых перевозок используют заранее обоснованные типовые сферы применения видов транспорта. Они различаются по родам грузов, схемам транспортировки, видам сообщений, условиями перевозок, расстоянием перевозок.
Если условно принять для территории России расстояние перевозки грузов до 100 км – короткими, от 100 до 800 км – средними, свыше 800 до 1000 км – дальними и более 1500-2000 км – сверхдальними, то можно наметить в области грузовых перевозок примерно следующие сферы экономически эффективного использования видов транспорта.
Железнодорожный транспорт целесообразно использовать при перевозках на средние, дальние и сверхдальние расстояния, а между грузовладельцами, оснащенными подъездными железнодорожными путями – и на короткие расстояния. Железные дороги наиболее эффективны при массовых перевозках с устойчивым грузопотоком. Основную долю в перевозках по железным дорогам занимают каменный уголь, руда, лесные грузы, черные и цветные металлы, продукция машиностроения, химии и сельского хозяйства.
Основная (традиционная) форма использования автомобильного транспорта – перевозка массовых грузов в основном на короткие и средние расстояния. Особенно широко применяется автотранспорт внутри промышленных центров и сельскохозяйственных районов, внутри предприятий, для подвоза грузов к магистральному транспорту и доставки их непосредственно получателям.
В ряде случаев автотранспорт используется в международных и междугородных сообщениях и даже на дальних расстояниях, однако целесообразность таких перевозок должна быть экономически обоснована.
Особое преимущество автотранспорта - это возможность прямой доставки грузов по схеме «от двери до двери». Оно значительно повышает его конкурентоспособность и расширяет сферы использования. Автомобильный транспорт широко применяют внутри промышленных центров, при горно-рудных разработках, в сельскохозяйственных районах, при подвозке грузов к магистральному транспорту и доставке получателям от магистрального транспорта.
Сфера преимущественного использования внутреннего водного (речного) транспорта – перевозка массовых и других грузов на средние и дальние расстояния, особенно между пунктами, расположенными на судоходных речных путях и в районах, где нет других магистральных видов транспорта или они недостаточно развиты. Речной транспорт используется также при доставке грузов в смешанных сообщениях совместно с другими видами транспорта на направлениях, где они более эффективны, чем перевозки одним видом транспорта, например железнодорожным, и имеющих ограниченные пропускные и провозные способности.
Значительно расширяет сферу применения внутреннего водного транспорта использование судов специального плавания типа «река-море».
Приоритетная зона морского транспорта – экспортно-импортные и межконтинентальные перевозки на дальние и сверхдальние расстояния, а также в большом и малом каботаже, особенно в районах Дальнего Востока, Сахалина, Камчатки, Чукотки, где он является основным видом транспорта.
Воздушный транспорт целесообразно использовать для перевозки почты, высокоценных, срочных и скоропортящихся грузов на дальние и сверхдальние расстояния в районы слабо обеспеченные наземным и водным транспортом. Сфера деятельности воздушного транспорта – прежде всего пассажирские перевозки, поэтому основная часть перевозимых грузов на этом виде транспорта (примерно 85 %) осуществляется в порядке догрузки пассажирских самолетов.
Сфера использования трубопроводного транспорта определена в основном доставкой жидких и газообразных грузов как на короткие, так и на дальние и сверхдальние расстояния.
При дальних перемещениях и больших грузопотоках особенно эффективны трубопроводы диаметром 1020 и 1220 мм. При перекачке на расстояниях до 500 км малых потоков нефтегрузов целесообразны трубопроводы диаметром 720 мм. Кроме перекачки сырой нефти, нефтепродуктов и газа, трубопроводный транспорт используется для транспортировки твердых и сыпучих материалов – каменного угля, руды, железнодорожного концентрата, известняка, щебня, гравия, песка и др. – в смеси с водой в виде пульпы. Построено и эксплуатируется в стране несколько пульпопроводов и линий пневмоконтейнерного (капсульного) транспорта на расстояния до 20-50 км. В настоящее время разработаны проекты и ведется строительство пульпопроводов на 250 км и более.
В области пассажирских перевозок сфера использования отдельных видов транспорта зависит от наличия связей магистральных видов транспорта с населенными пунктами, скорости доставки пассажиров, ритмичности и регулярности движения, тарифов, комфортабельности и т.п.
С учётом этих условий железнодорожный транспорт наиболее широко используется для поездок в пригородной зоне (электропоезда), на средние и дальние расстояния. В пригородных перевозках широко применяется также автомобильный транспорт (автобусы), особенно для поездки в пункты, не имеющие железнодорожной связи. Пригородные сообщения получили развитие на морском и внутреннем водном транспорте, особенно при использовании судов на подводных крыльях в крупных городах, курортных зонах и т.п.
Во многих районах страны на местных линиях широко используется воздушный транспорт, особенно там, где нет железнодорожной связи. Перевозки пассажиров на дальние расстояния обеспечиваются, в основном, воздушным и железнодорожным транспортом.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5