logo search
new_vse_shishkin

34. Уровни, компоненты и размеры загрязнения окружающей среды

Автомобильный парк ежегодно потребляет большое количество моторного топлива. При этом в атмосферу с ОГ автомобилей выбрасывается более 200 различных веществ, часть из которых токсична.

По степени воздействия на организм человека токсичные вещества подразде­ляются на четыре класса: 1 - чрезвычайно опасные, 2 - высокоопасные, 3 - уме­ренно опасные, 4 - малоопасные.

В число токсичных выбросов автомобилей входят: диоксид серы и соединения свинца - 1-й класс опасности; диоксид азота и альдегиды - 2-й класс; сажа - 3-й класс; оксид углерода и углеводороды - 4-й класс опасности.

Для токсичных веществ установлены предельно допустимые концентрации (ПДК):

в рабочей зоне (ПДКрз);

среднесуточная в атмосфере населенных мест (ПДКсс);

максимальная разовая в воздухе населенных мест (ПДКмр).

Поскольку опасность токсичных веществ неодинакова, приоритетность меро­приятий, обеспечивающих повышение экологической безопасности АТК, следует определять не только по массовым выбросам (GMI), но и по приведенным (Gni). Пос­ледние определяются следующим образом. По каждому i-му веществу рассчитывается показатель относительной опасности его в воздухе

, а затем его относительная агрессивность

где - поправка, учитывающая вероятность накопления данного вещества в окру­жающей среде и пищевых цепях; - поправка, учитывающая действие данного вещества на живые организмы.

Взвешенные по агрессивности и приведенные к СО выбросы определяются по

формуле Gni =Аi. GMI

где Gni - массовый выброс i-го вещества.

Если отнести затраты на соответствующее мероприятие Sn к получаемому в результате его реализации сокращению приведенного загрязнения окружающей среды 1-м компонентом Δ Gni, то полученный показатель будет характеризовать эколого-экономическую эффективность и может служить инструментом выбора первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности АТК.

С целью ограничения выбросов вредных веществ в атмосферу уровни ток­сичности ОГ автомобилей в большинстве стран регла­ментированы специальными стандартами и правилами. Необходимо иметь в виду, что для оценки токсичности новых или подготавливаемых к производству автомо­билей применяются одни стандарты, а для оценки токсичности автомобилей в эксплуатации - другие.

В первом случае на дорогом и сложном оборудовании заводы-изготовители определяют токсичность ОГ новых автомобилей и двигателей.

Бензиновые и дизельные автомобили с полной массой до 3,5 т испытываются на стенде с беговыми барабанами, имитирующем движение автомобиля с различными скоростями и нагрузками (ездовой цикл). При этом измеряются удельные выбросы, г/км, СО, CхHу, NO, и выбросы твердых частиц в граммах на одно испытание. Контролируются также выбросы картерных газов. Токсичность бензиновых и дизельных двигателей, устанавливаемых на автомобили с полной массой > 3,5 т, оценивается при испытаниях на моторном стенде при различных нагрузках (9-режимный цикл для бензиновых и 13-режимный цикл для дизельных).

Сравнение полученных результатов с нормативными значениями выбросов, указанными в стандартах, позволяет оценить экологичность вновь созданных конструкций.

Контроль токсичности ОГ автомобилей в эксплуатации (на АТП, СТО, постах ГИБДД) упрощен и выполняется с помощью небольших и недорогих газоана­лизаторов и дымомеров.

В соответствии с законом "Об охране окружающей природной среды" ограничиваются выбросы и от производственной деятельности предприятий АТП. Каждому АТП, имеющему стационарные источники загрязнения, устанавливаются лимиты предель­но допустимых выбросов в атмосферу, предельно допустимых сбросов загрязнений со сточными водами и лимиты размещения отходов производства.

За загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов с предприятий взимается плата. В случае превышения лимитов плата увеличивается в 5-10 раз. Установлена также плата за землю и пользование водой.

Порядок исчисления и размеры платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды определяются правительством РБ.