logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

6.3. Виды транспортной тары и её назначение

Перемещение большинства товаров из сферы материального производства в сферу потребления невозможно без упаковки.

Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товара от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара.

Перевозка грузов по России и за её пределы предполагает использование транспортной тары. Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов и обеспечения удобства погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки, складирования и крепления. Таким образом, транспортная тара не только участник перевозки, она играет существенную роль и для складирования, хранения продукции.

Такая тара может принадлежать и самой транспортной организации (компании), и предприятию (организации), заказавшему перевозку.

Типы и размеры транспортной тары в основном регламентированы стандартами.

Отправитель обязан предъявить груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечивает максимальную сохранность продукции при доставке и рациональное использование объема грузовых помещений транспортного средства (вагона, судна, кузова автомашины).

Транспортную тару классифицируют по различным признакам:

- разовая;

- многооборотная;

- жесткая (из металла, дерева, пластмассы и т.д.);

- полужесткая (картонная, складные ящики из полимерных материалов и т.д.);

- мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и т.д.).

К основным видам жесткой тары относятся:

Укрупненная грузовая единица товара (груза), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям к рациональному использованию перегрузочного оборудования и подвижных средств, называется пакетом.

Для создания пакетов используется средства пакетирования – технические средства, предназначаемые для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу.

По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды:

  1. Поддон или паллет – это горизонтальная площадка для проведения погрузочно-разгрузочных работ с помощью вилочного погрузчика. Поддоны могут быть плоские, стоечные, ящичные; однонастильные, двухнастильные; разборные и неразборные.

Международной организацией по стандартизации (ИСО) рекомендованы размеры поддонов в плане 1200 х 1000 мм, но допускается «Европулом» и 1200 х 800 мм. В соответствии с ГОСТ 19434­ - 74 размеры пакета, сформированного на поддоне, не должны превышать 1240 х 840 мм или 1240 х 1040 мм в зависимости от типа поддона. На внутренних перевозках чаще всего используются деревянные однонастильные поддоны, размером 1200 х 800 мм, грузоподъемностью 1 т, которые имеют собственную массу 40 кг. Поддон рассчитан на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных операций, а его гарантийный срок службы составляет год.

  1. Кассета – пространственная рама, защищающая со всех сторон груз от повреждения. Кассеты используются для пакетирования хрупких материалов, например, стекла.

  2. Строп (нидерл. strop, буквально – петля) – это приспособление (канат или цепь в одну или несколько ветвей, ленты, сетки, полотнище), предназначенное для подъема грузов, либо обхвата поверхности сложной конфигурации. Строп на конце может иметь крюк, скобу, кольцо и т.п.

Стропы, изготовленные из синтетических лент, используются для пакетирования крупных мешковых и киповых грузов.