logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов

Проведение экономических реформ в России проявилось первоочередным образом в глубокой трансформации сложившихся в советской экономике форм, методов, механизмов ценообразования на товары и услуги.

Произошел повсеместный переход от формирования цен государственными органами к свободному рыночному ценообразованию.

Эти преобразования в значительной степени затронули формирование тарифов на услуги транспорта.

На транспорте проведена тарифная реформа в соответствии с потребностями рыночной экономики. Цель реформы – обеспечить возмещение тарифами затрат и получить необходимый уровень прибыли предприятий, приблизить тарифы к возможностям потребителей транспортных услуг (при этом максимально учесть их требования), усилить стимулы и санкции за соблюдение взаимных обязательств, а главное – создать условия для эффективного функционирования каждого из видов транспорта в единой транспортной системе страны.

В транспортной сфере, наряду с рынком перевозок, развивается рынок так называемых инфраструктурных услуг – экспедирование, перегрузка, предоставление складов, терминалов и др.

Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом – задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Предприятие должно постоянно работать над эффективностью своей целевой политики, изменяя ее в зависимости от типа рынка и его условий, спроса и предложения, цен и услуг конкурентов. Например, для удержания клиентов или завоевания новых, для борьбы с конкурентами предприятие может снизить цену на свою продукцию даже вплоть до уровня себестоимости. Правда такой прием используется как временная мера, так как без определенной прибыли предприятие не может существовать. И, наоборот, в случае выхода на рынок с новой продукцией или услугой, предприятие может установить на определенный период времени максимальную цену до появления конкурентов с аналогичной продукцией или услугой.

Цены на рынке зависят от типа рынка, на котором работает данный вид транспорта. Считается, что все многообразие рыночных структур охватывается четырьмя теоретическими моделями рынка:

На рынке свободной конкуренции цен имеется множество продавцов и покупателей однородной продукции или однородных услуг. В таких условиях никто не может существенно повлиять на рыночную цену.

Монопольный рынок характеризуется наличием одного производителя – продавца или одного покупателя данного товара или услуги. Монопольный рынок позволяет фирме назначать самую высокую цену по сравнению с другими рыночными структурами и соответственно получать самую большую прибыль. При наличии такого рынка осуществляется, как правило, государственное регулирование цен на федеральном или местном уровне.

Монопольный конкурентный рынок является разновидностью монопольного рынка, на котором товары дифференцируются по различным признакам, что создает монополию на всем рынке или в его определенном сегменте.

На олигопольном рынке существует небольшое число производителей, не дающих возможности проникновения другим производителям на данный рынок. При этом потребителей на рынке множество.

В связи с разными сферами обслуживания и спецификой технологии производства каждый вид транспорта работает в своем пространственном рынке.

В результате исследований отечественных и зарубежных ученых установлен уровень, при котором субъект рынка может определять ценовую политику, т.е. уровень монополизма.

В соответствии с российским законодательством безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65 % и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее от 35 до 65 % рынка, тоже может быть признано монополистом, если имеет место доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке в конкурентной рыночной ситуации.

В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие – монополист» совпадают. В соответствии с законом для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий – это его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Монополистом в Германии считается фирма, занимающая треть рынка, в США – если четыре крупнейших предприятия обслуживают 75 % рынка.

Уровень тарифов на различных видах транспорта Единой транспортной системы России во многом определяется его положением на рынке транспортных услуг.

Железнодорожный транспорт в нашей стране является естественным монополистом. Объективность его монополизма обусловлена тем, что, во-первых, большая часть страны связана широкой сетью железных дорог в единое пространство при максимальном обеспечении грузопотоков определенных регионов, а во-вторых, железная дорога осваивает примерно 43 % грузооборота страны.

Уровень тарифов и их дифференциация определены базовым документом Прейскурантом № 10-01. Изменения тарифов осуществляются при непосредственном участии правительства.

Автомобильный транспорт имеет отраслевой и региональный характер. Бóльшая часть предприятий является частными (индивидуальными), что создает условия для работы на рынке свободной конкуренции. Автомобильный транспорт играет ведущую роль в региональном транспортном обслуживании.

Это подтверждается и мировым опытом работы автомобильного транспорта: за рубежом расстояние его перевозок значительно больше отечественных.

На автомобильном транспорте тарифы не регулируются государственными органами, т.е. они свободные, а тарифные ставки рассчитываются самими перевозчиками или индексируются ставки Прейскуранта № 13-01 «Тарифы на перевозку груза и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом».

Если грузовые тарифы на автомобильном транспорте являются свободными, то тарифы по пассажирским перевозкам, в целях защиты интересов пассажиров, регулируются исполнительными органами государства.

По согласованию с местными властями устанавливаются и договорные тарифы для социально важных, но как правило, убыточных перевозок (обслуживание больниц, школ, интернатов) с дотациями или льготным кредитованием.

Внутренний водный (речной) транспорт в силу своей специфики является монополистом в районах, прилегающих к рекам (в сезон навигации для определенной группы грузов).

Тарифы на перевозки внутренним водным транспортом свободные, а услуги речных портов или рассчитываются перевозчиками или индексируются ставки тарифов Прейскуранта № 14-01 «Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом».

Тарифы на речном транспорте регулируются органами местного самоуправления в каждой области Российской Федерации индивидуально. При этом предельные тарифы на речной транспорт устанавливаются Федеральной службой по тарифам России (ФСТ).

Перед тем, как новые тарифы на речной транспорт подлежат утверждению, экспертные комиссии тщательно изучают экономическую ситуацию в регионе и другие важные моменты и только после этого дают свои рекомендации по установлению тарифов на речной транспорт.

Морской транспорт пространственно работает на двух типах рынка:

В этих районах имеет место государственное регулирование тарифов, так как эти районы имеют для страны большое социальное значение. Жители данных регионов находятся в более тяжелых условиях, чем остальное население, поэтому правительство обеспечивает так называемый «северный завоз» продуктов, промтоваров в эти регионы.

Воздушный транспорт является монополистом по перевозкам пассажиров на большие расстояния и специфическим видам работ. Тарифы на перевозки свободные. Они рассчитываются каждым перевозчиком, но услуги аэропортов, по установленному перечню работ и услуг, регулируются государственными органами. В отдельных случаях возможно установление договорных тарифов (в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и других регионах) при отсутствии иных видов транспорта с дотацией транспортным предприятиям.

Трубопроводный транспорт является естественным монополистом по транспортировке газа и жидких грузов. Тарифы устанавливаются по каждому трубопроводу отдельно.