logo search
ЛЭВС / 5 - ПАД ДА40

4.3. Факторы, влияющие на скорость отрыва и длину разбега

Влияние различных эксплуатационных факторов на величину разбега можно установить при анализе взлетных характеристик DA 40NG по номограммам РЛЭ.

Взлетная масса самолета. При увеличении взлетной массы длина разбега увеличивается:

– во-первых, при взлете с большей массой увеличивается скорость отрыва;

– во-вторых, уменьшается ускорение самолета.

Ветер. При взлете со встречным ветром величина путевой скорости отрыва снижается на величину скорости ветра, вследствие чего уменьшается длина разбега и наоборот.

Наклон ВПП. При взлете с ВПП, имеющей угол наклона, сила веса самолета раскладывается на две составляющие. Одна из них равна G·sinн и направлена параллельно плоскости ВПП. Если самолет взлетает под уклон, то к силе тяги силовой установки добавляется эта составляющая силы веса, самолет приобретает большее ускорение и имеет меньшую длину разбега и наоборот. Наличие восходящего уклона величиной 2 % (2 м на 100 м или 2 фута на 100 футов) ведет к увеличению дистанции взлета приблизительно на 10 %.

Угол атаки самолета. Угол атаки при отрыве должен быть 8–9°. Если отрыв самолета производится при меньшем угле атаки самолета, то коэффициент будет меньшим, а скорость отрыва и длина разбега возрастают.

Плотность воздуха. При меньшей плотности воздуха (высокая температура, низкое давление, высокогорный аэродром) длина разбега больше. Это объясняется следующим:

– во-первых, при отрыве самолета на одном и том же угле атаки при меньшей плотности воздуха истинная скорость отрыва будет больше (приборная скорость не меняется);

– во-вторых, самолет имеет меньшее ускорение вследствие уменьшения избытка тяги, вызванного уменьшением располагаемой тяги силовой установки.

Расчеты показывают, что увеличение температуры выше стандартной на +10 С увеличивает длину разбега самолета примерно на 30 м, а взлетную дистанцию – на 90 м. Повышение высоты аэродрома при неизменной температуре на 100 м увеличивает длину разбега примерно на 15 м.

Состояние ВПП. На длину разбега оказывает влияние состояние грунта: чем он мягче, тем больше деформируется под колесами самолета, что ведет к увеличению коэффициента трения качения.

Взлет с ВПП при пониженном коэффициенте сцепления. Если при взлете с мокрой и скользкой ВПП удержать самолет на тормозах на взлетной тяге невозможно, рекомендуется на режиме двигателя малого газа или промежуточном режиме в процессе разбега довести мощность двигателя до взлетного режима (2300 об/мин). Режим следует увеличивать синхронно для предотвращения разворота самолета.

Необходимо помнить, что выдержать направление в начале разбега трудно, так как руль направления ввиду малой скорости неэффективен, также как и подтормаживание основного колеса. В процессе разбега надо своевременно устранять уклонение самолета от оси ВПП, скорость VR и Vотр выдерживать расчетными. При этом длина разбега увеличивается примерно на 5–15 %.