logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

6.1. Организация смешанных перевозок

В перевозке груза от производителя (отправителя) до получателя могут участвовать только один вид транспорта или несколько видов.

В первом случае, т.е. при перевозке грузов одним видом транспорта, перевозки называют прямым сообщением. Если же в перевозке груза участвуют несколько видов транспорта, такие перевозки называют смешанным сообщением. Как правило, в перевозке каждого груза участвует не один вид транспорта. Например, перевозку грузов морем, железной дорогой, по реке дополняет доставка грузов автотранспортом.

Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раздельных документов, сопровождающих груз. Причем каждый перевозчик на своём участке отвечает за груз.

Можно организовать перевозку и по-другому: ответственность за доставку груза от грузоотправителя до грузополучателя берет на себя один из перевозчиков. Он выдает отправителю сквозной транспортный документ (накладную), при передаче груза с одного вида транспорта на другой новые документы не оформляются, причем устанавливается сквозная единая тарифная ставка на перевозку.

Такой перевозчик или экспедитор называется оператором, а перевозка, в соответствии со ст. 788 Гражданского кодекса Российской Федерации, прямым смешанным сообщением.

За рубежом такие перевозки получили название «комбинированные» или «мультимодальные» (от слова multi - много и modal – вид), в отличие от перевозок, выполняемых одним видом транспорта, которые определяются термином – перевозки в прямом (железнодорожном, водном и т.п.) сообщении.

В настоящее время основной объем перевозок осуществляется при помощи двух и более видов транспорта, т.е. в смешанном сообщении.

Около 90 % грузов, перевозимых на первых этапах морским транспортом, в дальнейшем перевозится по железным дорогам. 50 % грузов внутреннего водного транспорта также передается на железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт взаимодействует со всеми видами транспорта, в том числе с железнодорожным, обеспечивая перевозки «от двери до двери», если на предприятии (получателе или отправителе груза) нет подъездных путей от магистрального железнодорожного транспорта.

Сложность организации смешанного сообщения заключается в том, что такая схема перевозки требует слаженности и синхронности действий видов транспорта, имеющих разную технологию транспортировки и погрузки-разгрузки, не одинаковые документы и т.п.

Транспортировка грузов в прямом смешанном сообщении производится с организацией погрузочно-разгрузочных работ при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой по двум вариантам:

- прямым вариантам, при которых груз попадает сразу с подвижных средств одного вида транспорта на подвижные средства другого вида транспорта (судно-вагон, судно-автомашина);

- складским вариантам, при которых груз при перегрузке сначала попадает на склад, а уже потом со склада грузится в подвижные средства того или иного транспорта для отправки (вагон-склад, судно-склад).

Организация перевалки грузов с одного вида транспорта на другой осуществляется, как правило, с соблюдением Единого технологического процесса (ЕТП) работы различных видов транспорта.

ЕТП предусматривает следующие виды транспортных операций:

Эти операции надо организовать, управлять их выполнением, контролировать ход исполнения.

Как уже отмечалось выше, прямые смешанные перевозки осуществляются по одному перевозочному документу. Например, при прямом железнодорожно-автомо-бильном сообщении имеется только железнодорожная накладная.

Организация прямых смешанных перевозок влечет за собой возникновение дополнительных транспортно-правовых вопросов, связанных с особенностями организации таких перевозок и регулированием взаимоотношений видов транспорта, участвующих в определенной перевозке.

Поэтому между различными транспортными организациями заключаются соглашения, в которых оговариваются права и обязанности сторон по организации и проведению работ, связанных с перевозкой грузов.

Официально в прямое смешанное сообщение входят следующие виды транспортных организаций, установленные соответствующими федеральными органами исполнительной власти:

Перечень таких организаций содержится в Сборниках правил перевозок и тарифов.

В большей степени в единой транспортной системе России распространены следующие схемы смешанных перевозок:

Одним из пунктов договора перевозки в смешанном сообщении является срок доставки груза.

Срок доставки определяется путем суммирования сроков доставки различными видами транспорта. При этом срок непосредственной транспортировки увеличивается на время перегрузки в транспортных узлах.