logo search
new_vse_shishkin

33. Виды и источники воздействий атп

Рассмотрим основные виды воздействия АТК на окружающую среду.

Потребление природных ресурсов. Для изготовления легкового автомобиля используется 1,5—2 т различных материалов, сырьем для производства которых являются невозобновляемые природные ресурсы, в том числе: сталь и чугун; цветные и тяжелые металлы; пластики и композиты; жидкости, масла и смазки; резина; стекло.

Автомобильный парк России ежегодно потребляет около 150 млн т атмос­ферного кислорода (в среднем 5-6 т на один автомобиль парка), а автопарк США расходует кислорода в 2 раза больше его естественного прироста на территории этой страны.

Ежегодное потребление воды, расходуемой предприятиями АТК на произ­водственные и хозяйственные нужды, составляет до 100 м3 на один легковой автомобиль парка и до 300 м3 на один грузовой автомобиль или ав­тобус.

Развитие автомобильного транспорта с каждым годом увеличивает площадь отчуждаемой земли, используемой для размещения АТП, СТО, АЗС, стоянок и постоянно растущей дорожной сети.

Выбросы тепла, парниковых газов и озоноразрушающих веществ. При сго­рании 1 кг автомобильного топлива образуется в среднем 2,7 кг С02, который, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, усиливает так называемый парниковый эффект.

При работе один среднестатистический автомобиль выделяет в окружающую среду около 70 тыс. МДж тепла в год, что усугубляет действие парникового эф­фекта.

В ходе функционирования АТК в атмосферу выбрасываются хлодоны и гал­лоны, использующиеся в автомобильных кондиционерах, рефрижераторных уста­новках и системах пожаротушения и разрушающие озоновый слой.

Акустическое загрязнение. Основными источниками шумов являются автотранспорт­ные потоки, доля которых в общем уровне городского шума составляет 60-80%.

Источниками шума в движущемся автомобиле являются двигатель и его системы впуска и выпуска, коробка передач и другие агрегаты трансмиссии, подвеска, шины и взаимодействие с потоком встречного воздуха.

Уровень внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации, особенно имеющих значительные наработки, как правило, выше, чем у нового. Однако он пока не нормирован.

Загрязнение воздушного бассейна. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ (отработавшие газы), картерные газы и топливные испарения. Последние включают: испарения из системы питания автомобиля, испарения при заправке автомобиля и испарения при хранении топлива.

В атмосферу выбрасывается также значительное количество других токсичных веществ: продукты износа дорожных покрытий и шин, образующиеся в процессе движения автомобилей, а также продукты износа тормозных накладок, содержащих 30% асбеста и 5% свинца. Доля выбросов в атмосферу с ОГ автомобилей в ходе производственной деятельности предприятий АТК (маневрирование на территории АТП, СТО, гаражей, стоянок и др.) незначительна и составляет 1..3% от общих выбросов всего автопарка.

Загрязнение водного бассейна. Основными источниками загрязнения водного бассейна являются сточные воды от мойки автомобилей, содержащие взвешенные вещества и нефтепродукты (80-85% производственных стоков); сточные воды от производствен­ных участков, содержащие тя­желые металлы, кислоты, щелочи, краску, растворители; по­верхностные сточные воды с территории АТП, содержащие нефтепродукты, тосол, тормоз­ные жидкости и другие вредные вещества.

Основными загрязнениями в сточных водах являются взве­шенные вещества и нефтепродукты.

Производственные отходы. Деятельность предприятий АТК сопровождается образованием большого количества промышленных отходов. Наиболее распространенными являются: отработанные масла и смазки, технические жидкости, осадки водоочистных установок; металлический, в том числе свинцовый, лом, отработавшие свой срок автомобильные шины и аккумуляторы, отходы красок, шламы и шлаки. Около 70% образующихся в процессе производства отходов представляют собой вторичное сырье, которое необходимо собирать и использовать.