logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота

Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг клиентам (грузоотправителям, грузополучателям) при организации перевозок грузов всеми видами транспорта. Её цель – ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю.

В ходе транспортного обслуживания осуществляются следующие основные этапы:

- подготовка продукции (товара) к перевозке;

- доставка продукции (груза) к магистральным видам транспорта, заключение договора перевозки, погрузочно-разгрузочные и складские работы в пунктах отправления и назначения;

- транспортное перемещение товара (груза);

- таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные операции в пограничных пунктах;

- раскредитование перевозочных документов;

- сдача груза (товара) грузополучателю;

- розыск груза;

- ведение претензий, исков, арбитражных дел и др.

При транспортном обслуживании грузов грузовладельцам предоставляются и такие дополнительные услуги, как накопление, переработка, хранение груза, ремонт тары, маркировка и др.

Весь комплекс транспортных услуг можно разделить на следующие составляющие:

  1. Доставка груза из пункта отправления в пункт назначения.

  2. Погрузочно-разгрузочные услуги (на морском транспорте их называют стивидорными).

  3. Услуги счёта, получения, отправки груза (на морском транспорте – тальманские).

  4. Складские (хранение груза).

  5. Другие сопутствующие услуги (ремонт тары и упаковки, сортировка грузов и т.д.).

Таким образом, транспортный процесс включает в себя две основные производственно-технологические составляющие:

- чисто транспортную (п.1);

- производственную (п. 2,3,4,5).

Чтобы осуществить чисто транспортную составляющую необходимо, во-пер-вых, груз доставить с предприятия (от грузоотправителя) к узлу, где начинается магистральный транспорт (пункт отправления), выполнить с грузом ряд операций: погрузку, оформить перевозочные документы, осуществить счёт груза и т.д.; выгрузить и выдать груз получателю в пункте назначения.

Операции, связанные с погрузкой и разгрузкой, приемом и выдачей, а также доставкой грузов до магистральных транспортных средств (на железнодорожную станцию, в морской или речной порт, аэропорт и др.) или на склад получателя называются транспортно-экспедиционными.

Транспортно-экспедиционные операции не являются обязанностью основного перевозчика, выполняют их непосредственно отправители и получатели грузов или по их поручению специализированные транспортно-экспедиционные организации.

Транспортно-экспедиционное обслуживание грузооборота в основном сосредоточено на терминалах.

Терминал – это транспортное предприятие, на территории которого заканчивается одна транспортная сеть и начинается другая, выполняется цикл технологических операций по передаче грузов из одного транспортного средства в другое, а также комплекс услуг экспедиционного сервиса коммерческого и административного характера (таможенная очистка, страхование, санитарно-карантинный контроль и др.).

Другими словами, терминал – это современное понятие транспортного узла, где соединяются (пересекаются) несколько направлений видов транспорта или дорог, и в котором в ходе научно-технического прогресса, контейнеризации и трейлеризации грузов, появились соответствующие перегрузочные устройства и другое оборудование для обслуживания транспортного процесса.

К терминалам примыкают отрасли транспортного обслуживания: бункеровочные базы, ремонт транспортных средств, буксировка, снабженческо-гостиничный сервис, ремонт контейнеров и др.

На терминалах выполняется огромный комплекс производственных операций и услуг, заказчиками которых являются грузоотправители (продавцы) и грузополучатели (покупатели) товаров, организующие выполнение этих операций сами или через посредника.

Это и есть транспортно-экспедиционные операции, а посредник, который привлекается к их организации, называется экспедитором.

Транспортно-экспедиционная деятельность в России регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 30 июля 2003 г. № 83-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Данный закон устанавливает права и обязанности экспедитора и клиента, их ответственность, порядок предъявления претензий и исков к экспедитору.

Услугами терминалов пользуются и сами перевозчики, нуждающиеся в том или ином техническом или социальном обслуживании, которое может осуществить терминал (ремонт подвижных средств, контейнеров, снабжение топливом, социально-культурные мероприятия и т.п.)

Из вышеизложенного видно, что в организации перевозки груза наблюдается ряд сложностей, которые привели к тому, что в перевозочном процессе проявились три «действующих лица»:

- собственно перевозчик, который заключает договор перевозки или от имени которого он заключается;

- экспедитор – лицо (или организация), которому грузоотправитель поручает операции с грузом, т.е. транспортно-экспедиционное обслуживание;

- транспортный агент, который оказывает услуги перевозчику (транспортное агентирование), т.е. обслуживает перевозчика (его подвижные транспортные средства).

Правовые отношения между клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) и экспедитором определяются договором транспортной экспедиции, а между перевозчиком и его транспортным агентом – договором транспортного агентирования (агентским соглашением).

В соответствии с договором транспортной экспедиции между экспедитором и клиентом экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой.

Транспортный агент по агентскому соглашению обязуется для своего перевозчика за вознаграждение и за его счёт совершить юридические и иные действия.