7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
Затраты транспорта (или издержки транспортного предприятия) – это его расходы на производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность.
Они определяются затратами на приобретение различных необходимых для выполнения своих функций, т.е. транспортного процесса, ресурсов (топлива, оборудования, материалов и пр.) и управления этим процессом.
Кроме того, необходимы средства на уплату налогов, различных взносов и т.п.
Расходы транспорта на единицу транспортной продукции (т-км, т-милю) или объема перевозок (т) предоставляют себестоимость перевозок.
Понятно, что транспортное предприятие должно не только покрывать своими доходами от транспортной деятельности свои расходы, но и получить определенную прибыль для дальнейшего развития производственной деятельности, решения социальных вопросов коллектива и т.д.
Поэтому цена на транспортные услуги должна покрывать расходы предприятия и включать определенный размер прибыли.
Ценой транспортной продукции является тариф.
Тариф - это система ставок, по которым взимается плата за пользование чем-либо, в том числе за оказание транспортных услуг.
Разница между тарифом и расходами транспорта составляет прибыль транспортного предприятия. Прибыль транспортного предприятия входит в противоречие с целями потребителя транспортных услуг и транспорта.
Транспортные тарифы формируют доходы транспорта, но при этом являются транспортными издержками потребителя, который платит за оказываемые ему транспортные услуги.
Создается противоречивая ситуация: грузовладельцы хотят получить услуги по более низким ценам, что даст им возможность не увеличивать резко цену на произведенный продукт, а транспортные предприятия желают продать свою «продукцию» (транспортные услуги) по большей цене, чтобы не только покрыть свои транспортные затраты, но и получить прибыль для дальнейшего развития предприятия.
Поэтому установление тарифов имеет большое значение в целом для экономики государства, в силу чего оно определяет ценовую тарифную политику.
Сущность ценовой тарифной политики состоит в обеспечении возмещения транспортному предприятию необходимых затрат и укреплении транспортного потенциала экономики страны, с одной стороны, а с другой – в сокращении транспортных затрат в конечной цене производимого продукта.
Опыт формирования и применения транспортных тарифов в развитых странах показывает, что тарифная политика рассматривается как единая целевая политика экономики страны, как важный фактор стабильного развития всей социальной и экономической сферы. Такой политику можно объяснить особой ролью транспорта, заключающейся в том, что увеличение транспортной составляющей в цене может привести к неконкурентоспособности продукции обслуживаемой отрасли на рынке.
Таким образом, тариф обладает регулирующей и социальной функцией, влияющей на размещение производства, цену готовой продукции, а следовательно, и на положение отдельных отраслей.
Поэтому государство любой страны осуществляет определенный контроль над ценами и устанавливает в отдельных случаях транспортные тарифы на отдельных территориях, видах транспорта, видах перевозок.
В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также повсеместно область пассажирских перевозок.
Специфика отдельных видов транспорта отражается на себестоимости и объемах перевозок, поэтому транспортные издержки на различных видах транспорта различны.
В табл. 7.1 приведена структура перевозимого груза и грузооборот по видам транспорта единой транспортной системы страны за 2008 г., а также примерные средние транспортные издержки потребителей транспортных услуг.
Таблица 7.1. Структура показателей транспортной работы видов транспорта и транспортных издержек потребителей транспортных услуг, %
Вид транспорта | Перевезено грузов |
Грузооборот | Транспортные издержки потребителей |
Железнодорожный Автомобильный Трубопроводный (нефть и нефтепродукты) Морской Внутренний водный Воздушный | 13,8 73,0
11,2 0,4 1,59 0,01 | 42,7 4,4
49,8 1,7 1,33 0,07 | 37,6 49,5
1,5 7,9 3,5 - |
Как видно из табл. 7.1 наиболее дорогим для экономики страны является автомобильный транспорт, но его преимущества при рыночных условиях, требующих перевозки «точно в срок» и от «двери до двери», позволяют сократить время доставки, что приводит к широкому его использованию потребителями транспортных услуг.
Основу тарифной платы составляют расстояние перевозки, размер единовременной отправки, транспортная характеристика груза (класс груза), специализация подвижного состава, территориальные условия перевозки.
Тарифы подразделяются: на грузовые и пассажирские; общие, устанавливаемые для основной номенклатуры грузов; исключительные (для отдельных грузов или условий перевозки); специальные (для специфических услуг); повременные, устанавливаемые в зависимости от времени занятости транспортного средства и др.
Грузовые и пассажирские тарифы различают по следующим признакам:
видам сообщений (городские, пригородные, каботажные, междугородние, международные и т.п.);
скорости движения (обычная, скорая, пассажирская, экспресс);
виду отправки (мелкая, повагонная, судовая, контейнерная и т.п.).
Транспортные тарифы могут быть:
государственными (регулируются на федеральном уровне);
региональными или местными (согласовываются с региональными властями);
отраслевыми (устанавливаются отраслевыми транспортными организациями);
свободными (устанавливаются транспортными предприятиями);
договорными (устанавливаются по договору с потребителями транспортных услуг);
контрактными (устанавливаются, как правило, конфиденциально, по договорённости с потребителем, на единичную или долговременную перевозку).
Государственное регулирование тарифов и сборов включает определение (установление), непосредственно тарифов или их предельного уровня, в том числе посредством внесения изменений и дополнений в действующие тарифные руководства, разработки и введения в действие новых базовых тарифов, определения методов их изменения. Государство также определяет правила ценового регулирования и контроля за действием установленных тарифов и сборов и порядок их применения.
Другими словами, государство осуществляет комплексный подход к регулированию тарифов:
обеспечивает сбалансированность тарифов и административных форм регулирования;
учитывает и корректирует результаты структурного реформирования транспортных отраслей;
обеспечивает финансовую сбалансированность с учетом государственной поддержки.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5