logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг

Затраты транспорта (или издержки транспортного предприятия) – это его расходы на производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность.

Они определяются затратами на приобретение различных необходимых для выполнения своих функций, т.е. транспортного процесса, ресурсов (топлива, оборудования, материалов и пр.) и управления этим процессом.

Кроме того, необходимы средства на уплату налогов, различных взносов и т.п.

Расходы транспорта на единицу транспортной продукции (т-км, т-милю) или объема перевозок (т) предоставляют себестоимость перевозок.

Понятно, что транспортное предприятие должно не только покрывать своими доходами от транспортной деятельности свои расходы, но и получить определенную прибыль для дальнейшего развития производственной деятельности, решения социальных вопросов коллектива и т.д.

Поэтому цена на транспортные услуги должна покрывать расходы предприятия и включать определенный размер прибыли.

Ценой транспортной продукции является тариф.

Тариф - это система ставок, по которым взимается плата за пользование чем-либо, в том числе за оказание транспортных услуг.

Разница между тарифом и расходами транспорта составляет прибыль транспортного предприятия. Прибыль транспортного предприятия входит в противоречие с целями потребителя транспортных услуг и транспорта.

Транспортные тарифы формируют доходы транспорта, но при этом являются транспортными издержками потребителя, который платит за оказываемые ему транспортные услуги.

Создается противоречивая ситуация: грузовладельцы хотят получить услуги по более низким ценам, что даст им возможность не увеличивать резко цену на произведенный продукт, а транспортные предприятия желают продать свою «продукцию» (транспортные услуги) по большей цене, чтобы не только покрыть свои транспортные затраты, но и получить прибыль для дальнейшего развития предприятия.

Поэтому установление тарифов имеет большое значение в целом для экономики государства, в силу чего оно определяет ценовую тарифную политику.

Сущность ценовой тарифной политики состоит в обеспечении возмещения транспортному предприятию необходимых затрат и укреплении транспортного потенциала экономики страны, с одной стороны, а с другой – в сокращении транспортных затрат в конечной цене производимого продукта.

Опыт формирования и применения транспортных тарифов в развитых странах показывает, что тарифная политика рассматривается как единая целевая политика экономики страны, как важный фактор стабильного развития всей социальной и экономической сферы. Такой политику можно объяснить особой ролью транспорта, заключающейся в том, что увеличение транспортной составляющей в цене может привести к неконкурентоспособности продукции обслуживаемой отрасли на рынке.

Таким образом, тариф обладает регулирующей и социальной функцией, влияющей на размещение производства, цену готовой продукции, а следовательно, и на положение отдельных отраслей.

Поэтому государство любой страны осуществляет определенный контроль над ценами и устанавливает в отдельных случаях транспортные тарифы на отдельных территориях, видах транспорта, видах перевозок.

В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также повсеместно область пассажирских перевозок.

Специфика отдельных видов транспорта отражается на себестоимости и объемах перевозок, поэтому транспортные издержки на различных видах транспорта различны.

В табл. 7.1 приведена структура перевозимого груза и грузооборот по видам транспорта единой транспортной системы страны за 2008 г., а также примерные средние транспортные издержки потребителей транспортных услуг.

Таблица 7.1. Структура показателей транспортной работы видов транспорта и транспортных издержек потребителей транспортных услуг, %

Вид транспорта

Перевезено грузов

Грузооборот

Транспортные

издержки

потребителей

Железнодорожный

Автомобильный

Трубопроводный

(нефть и нефтепродукты)

Морской

Внутренний водный

Воздушный

13,8

73,0

11,2

0,4

1,59

0,01

42,7

4,4

49,8

1,7

1,33

0,07

37,6

49,5

1,5

7,9

3,5

-

Как видно из табл. 7.1 наиболее дорогим для экономики страны является автомобильный транспорт, но его преимущества при рыночных условиях, требующих перевозки «точно в срок» и от «двери до двери», позволяют сократить время доставки, что приводит к широкому его использованию потребителями транспортных услуг.

Основу тарифной платы составляют расстояние перевозки, размер единовременной отправки, транспортная характеристика груза (класс груза), специализация подвижного состава, территориальные условия перевозки.

Тарифы подразделяются: на грузовые и пассажирские; общие, устанавливаемые для основной номенклатуры грузов; исключительные (для отдельных грузов или условий перевозки); специальные (для специфических услуг); повременные, устанавливаемые в зависимости от времени занятости транспортного средства и др.

Грузовые и пассажирские тарифы различают по следующим признакам:

Транспортные тарифы могут быть:

Государственное регулирование тарифов и сборов включает определение (установление), непосредственно тарифов или их предельного уровня, в том числе посредством внесения изменений и дополнений в действующие тарифные руководства, разработки и введения в действие новых базовых тарифов, определения методов их изменения. Государство также определяет правила ценового регулирования и контроля за действием установленных тарифов и сборов и порядок их применения.

Другими словами, государство осуществляет комплексный подход к регулированию тарифов: