1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
Транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры экономики любого государства. Инфраструктура – это комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих производство (производственная инфраструктура) и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества (социальная инфраструктура).
В её состав входят: транспорт (функционирующий вне сферы производства), энергетика, система связи, коммунальное хозяйство, образование, наука, здравоохранение, природоохранные объекты и др.
Недооценка роли транспорта всегда отрицательно отражается на социально-экономическом развитии страны.
Являясь частью инфраструктуры, транспорт «физически» обеспечивает перемещение грузов и пассажиров.
Значение отдельных видов транспорта в перевозках грузов в 2007 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Показатели перевозки грузов ЕТС России в 2007 г.
Вид транспорта | Объем перевозок | Грузооборот | Среднее расстояние перевозок, км | |||
млн.т | % | млрд. т-км | % | |||
ЕТС, в том числе: | 9447 | 100 | 4910 | 100 |
| |
железнодорожный | 1344 | 14,3 | 2090 | 42,5 | 1555 | |
автомобильный | 6861 | 72,7 | 206 | 4,23 | 30 | |
Внутренний водный | 152 | 1,5 | 84 | 1,7 | 552 | |
Морской | 27 | 9,28 | 62 | 1,3 | 2296 | |
Воздушный | 1,0 | 0,02 | 3,4 | 0,07 | 3400 | |
Трубопроводный | 1062 | 11,2 | 2465 | 50,2 | 2321 |
Вместе с тем роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.п.
Транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики.
При этом он объединяет в единое целое все отрасли экономики.
Транспорт является очень трудоемкой отраслью, в которой занято более 10% работающего населения страны.
Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы составляют в среднем 15-18% от общей стоимости перевозимой продукции, а по отдельным грузам могут быть значительно выше (при перевозке нефтепродуктов – до 40, строительных грузов – 50, пищевых продуктов – 25, а сельскохозяйственной продукции – до 100% в связи с плохим качеством дорог в отдельных регионах).
Мировая транспортная система представляет собой глобальную совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Она обладает мощной материально-технической базой, которая развивается за счет масштабных инвестиций.
Страны и континенты имеют разную степень оснащённости транспортными коммуникациями. Наиболее густая транспортная сеть в Западной Европе и Северной Америке, наименее развита в Африке и ряде стран Азии.
По статистике в среднем на 1 км2 земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 104 м автомобильных дорог, 0,4 м речных путей при очень неравномерном распределении их по регионам.
Плотность, например, железных дорог в Африке в 15 раз меньше, чем в Северной Америке.
В среднем плотность железных дорог России 5 км на 1000 км2, а в Европейской части страны – 22 км на 1000 км2 .
Для сравнения эта же цифра составляет: в Германии – 72 км на 1000 км2, Франции – 61 км на 1000 км2, Испании – 26 км на 1000 км2.
Общая протяжённость мировых железных дорог составляет примерно 1,2 млн. км. Россия занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место в мире по эксплуатационной длине (после США) и третье – по перевозке грузов (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии).
Российские железные дороги выполняют более 30% мирового грузооборота и около 18% мирового пассажирооборота.
По длине трубопроводной сети Россия находится на втором месте после США. Длина трубопроводной сети США составляет 340 тыс. км, а Российской – 214 тыс. км, в том числе: газопроводы – 153, нефтепроводы – 46 и нефтепродуктопроводы – 15 тыс. км.
Большое значение для перевозки грузов и пассажиров имеют реки. Несмотря на то, что половина российских рек (42 тыс. км) имеет гарантированную глубину для прохода судов, они используются в транспортном комплексе недостаточно. По рекам США перевозится грузов в 7 раз больше, чем в России.
В международных отношениях важную роль играет воздушный транспорт. Протяженность воздушных трасс мира составляет 6500 тыс. км.
В России воздушный транспорт используется для связи различных частей страны, перевозки пассажиров на большие расстояния, выполнения специальных заказов.
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5