10.4. Сваливание и штопор самолета
Сваливанием называется возникающее в результате развития срыва потока с крыла на околокритических углах атаки непроизвольное апериодическое или колебательное движение самолета относительно любой из трех его осей со сравнительно большими амплитудами угловых скоростей, не парируемое без уменьшения угла атаки самолета из-за существенного ухудшения управляемости самолета на указанных углах атаки.
В случае достижения угла атаки 16–17 срабатывает звуковая сигнализация больших углов атаки, и на 18 появляется тряска самолета за счет срыва потока на крыле.
При срабатывании сигнализации надо перевести ручку управления «от себя» за нейтральное положение до выхода на нормальные углы атаки и прекращения тряски, после чего плавно вывести самолет на нормальный режим полета.
Если звуковая сигнализация сработала на развороте после отклонения ручки управления «на себя», необходимо вывести самолет из крена. Если по каким-либо причинам самолет в полете будет выведен на углы атаки, превышающие допустимые, то наряду с усилением тряски у самолета возникнет тенденция к опусканию носовой части фюзеляжа, к крену. Эффективность руля высоты при этом достаточна для вывода самолета на нормальные углы атаки. В случае потери скорости и сваливания, самолет выводится в горизонтальный полет при выполнении правильных действий с потерей высоты примерно 180–220 м (в зависимости от конфигурации, массы, высоты и перегрузки при сваливании).
Для выхода из сваливания необходимо выполнить следующие действия (общие рекомендации по выводу из сваливания).
1. Ручку управления самолетом отклонить от себя для уменьшения угла атаки.
2. Положение руля направления и элеронов должно быть близким к нейтральному.
3. После прекращения тряски и разгона до безопасной скорости убрать крен с помощью элеронов.
4. Плавно вывести самолет в горизонтальный полет из снижения.
Примечание. Резкий вывод из снижения с большой перегрузкой может привести к повторному сваливанию самолета.
В случае неправильного вывода из режима сваливания, самолет может попасть в штопор. Вход и выход из штопора не демонстрировался во время сертификационных испытаний DA 40NG, поскольку для самолетов этой категории данное требование отсутствует.
ВНИМАНИЕ Выполнение преднамеренного штопора на данном самолете запрещается. В случае непреднамеренного штопора необходимо немедленно выполнить действия по выходу из штопора.
Для выхода из штопора необходимо немедленно выполнить следующие действия.
1. Рычаг управления двигателем установить в положение IDLE.
2. Элероны установить в нейтральное положение.
3. Руль направления энергично и до отказа отклонить против вращения.
4. Через две-три секунды отдать ручку управления самолетом от себя на 1/3, 1/4 хода. Полностью отдавать вперед ручку «от себя» не рекомендуется, так как при этом увеличивается угол пикирования, возникает отрицательная перегрузка, самолет быстро теряет высоту.
5. Как только самолет прекратит вращение, немедленно поставить педали в нейтральное положение и, плавно перемещая ручку «на себя», вывести самолет из пикирования в таком темпе, чтобы скорость в конце вывода не превышала скорости VNE = 172 узла.
6. При выходе в горизонтальный полет плавно увеличить частоту вращения работы двигателя и удерживать самолет РУС в горизонтальном положении.
Примечание. При выводе из штопора необходимо всегда вначале действовать педалями (отклонять руль направления), а затем РУС (отклонять руль высоты). При обратной последовательности самолет может не выйти из штопора.
- Оглавление
- 1. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолета da 40ng 98
- Введение
- 1. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолета da 40ng
- 1.1. Основные геометрические и летно-технические характеристики самолета da 40ng
- Основные геометрические характеристики самолета
- Приборные скорости самолета
- Основные летно-технические характеристики самолета
- Скорости сваливания
- Эксплуатационные скорости
- 1.2. Основные аэродинамические характеристики самолета da 40ng
- 1.3. Факторы, влияющие на аэродинамические характеристики самолета da 40ng
- Вдали от земли
- Вблизи от земли
- 1.4. Вертикальные законцовки крыла и стабилизатора
- 2. Силовая установка самолета da 40ng. Работа винта
- 2.1. Общие сведения
- Ограничения по частоте вращения вала двигателя (по частоте вращения воздушного винта)
- Мощность двигателя
- 2.2. Система управления воздушным винтом. Принцип работы
- 2.3. Высотно-скоростные характеристики двигателя
- 2.4. Работа лопасти винта в полете
- 2.5. Режимы работы винта
- 3. Характеристики горизонтального полета самолета da 40ng
- 3.1. Общие сведения о горизонтальном полете
- 3.2. Кривые потребных и располагаемых мощностей, анализ характерных скоростей
- Зависимость скорости сваливания vs от полетной массы и угла крена
- 3.3. Первый и второй режимы полета. Особенности пилотирования самолета на больших углах атаки
- 3.4. Влияние высоты и массы на летные характеристики da 40ng
- Da 40ng – крейсерский полет (истинная воздушная скорость)
- Истинная воздушная скорость [узл.]
- 3.5. Дальность и продолжительность горизонтального полета самолета da 40ng
- Da 40ng — расход топлива
- Нагрузка, %
- 4. Взлет самолета da 40ng
- 4.1. Особенности взлета самолета da 40ng
- 4.2. Основные взлетные характеристики самолета
- Примерные значения коэффициента трения качения
- 4.3. Факторы, влияющие на скорость отрыва и длину разбега
- 4.4. Взлет самолета da 40ng с боковым и попутным ветром
- Направление полета
- Боковая составляющая ветра
- 4.5. Порядок расчета взлетных характеристик самолета da 40ng по номограммам рлэ
- 4.6. Ошибки при выполнении взлета
- 5. Набор высоты и снижение самолета da 40ng
- 5.1. Общие сведения о наборе высоты
- 5.2. Влияние эксплуатационных факторов на характеристики набора высоты
- 5.3. Участки набора высоты
- Da 40ng – характеристики при наборе высоты – начальный участок набора высоты при взлете
- Da 40ng – характеристики при наборе высоты – крейсерский набор высоты
- 5.4. Установившееся снижение
- 5.5. Поляра вертикальных скоростей на снижении (планировании)
- 5.6. Особенности снижения самолета da 40ng
- 5.7. Особенности выполнения аварийного (экстренного) снижения
- 6. Заход на посадку и посадка самолета da 40ng
- 6.1. Выполнение захода на посадку и посадка самолета da 40ng
- 6.2. Участки посадки самолета
- 6.3. Основные посадочные характеристики
- Посадочные характеристики самолета da 40ng
- 6.4. Факторы, влияющие на посадочные характеристики
- 6.7. Посадка da 40ng при боковом ветре
- 6.8. Ошибки при выполнении посадки
- 7. Продольное равновесие, устойчивость и управляемость самолета da 40ng. Расчет центровки
- 7.1. Продольное равновесие самолета
- 7.2. Продольная устойчивость самолета по перегрузке (углу атаки)
- 7.3. Продольная статическая устойчивость самолета по скорости
- 7.4. Продольная управляемость самолета
- 7.5. Общие сведения, связанные с загрузкой и центровкой самолета da 40ng
- Ограничения по массам
- 7.6. Протокол взвешивания и определения центровки
- 7.7. Принцип расчета центровки самолета da 40ng
- Расчет варианта загрузки и центровки
- 8. Боковое равновесие, устойчивость и управляемость самолета da 40ng
- 8.1. Путевое равновесие самолета
- 8.2. Поперечное равновесие самолета
- 8.3. Путевая устойчивость самолета
- 8.4. Поперечная устойчивость самолета
- 8.5. Путевая и поперечная управляемость самолета
- 9. Особенности пилотирования самолета da 40ng при отказе двигателя
- 9.1. Рекомендации экипажу по действиям при отказе двигателя на различных этапах полета
- 9.2. Рекомендации экипажу по действиям при отказе двигателя на взлете
- 9.3. Отказ двигателя в наборе высоты и в горизонтальном полете
- 10. Особые условия полета самолета da 40ng
- 10.1. Особенности полета самолета в условиях обледенения
- 10.2. Особенности полета самолета в турбулентной атмосфере
- 10.3. Полет самолета в условиях сдвига ветра
- 10.4. Сваливание и штопор самолета
- Тесты по практической аэродинамике самолета da 40ng
- 1. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолета da 40ng
- 2. Силовая установка самолета da 40ng. Работа винта
- 3. Характеристики горизонтального полета самолета da 40ng
- 4. Взлет самолета da 40ng
- 5. Набор высоты и снижение самолета da 40ng
- 6. Заход на посадку и посадка самолета
- 7. Продольное равновесие, устойчивость и управляемость самолета da 40 ng. Расчет центровки
- 8. Боковое равновесие, устойчивость и управляемость самолета
- 9. Особенности пилотирования самолета da 40ng при отказе двигателя
- 10. Особые условия полета самолета da 40ng
- Библиографический список