logo search
new_vse_shishkin

7. Персонал итс. Определение потребности.

Состав персонала. Персонал инженерно-технической службы состоит из руко­водителей; специалистов; кадров массовых профессий (рабочие кадры); ответственных за транспортную деятельность предприятий, организаций и фирм, в кото­рых транспортная работа является вспомогательной, и предпринимателей. Естественно, что в малых предприятиях и у предпринимателей это деление условно.

Специалисты на автомобильном транспорте имеют различные функциональные обязанности, связанные с организацией и выполнением перевозок грузов и пассажиров, обеспечением технической исправности и работоспособности авто­транспортных средств, организацией финансово-экономической деятельности предприятий, обеспечением работы по безопасности движения, организацией и выполнением работ в области автосервиса, организацией и обеспечением экологической безопасности транспортного комплекса, контрольно-инспекторской, сертификационной, лицензионной и торгово-снабженческой деятельностью. В ряде случаев эти функциональные обязанности объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные.

Ответственные за транспортную деятельность в большинстве случаев выпол­няют в различных комбинациях указанные функции; иногда отдельные функцио­нальные обязанности (финансово-экономическая, экологическая и др.) передают­ся в другие подразделения фирмы, напрямую не связанные с транспортом. В эту группу входят как специалисты с высшим и средним специальным образованием автотранспортного профиля, так и лица без специального образования, совмещаю­щие работу по организации автотранспортной деятельности с иными функциональ­ными обязанностями.

Кадры массовых профессий включают две основные группы работников:

• водители, имеющие право на управление транспортными средствами катего­рий В, С, Д, Е и на перевозку опасных грузов;

• ремонтные рабочие: автослесарь (разборочно-сборочные, регулировочные работы); слесарь-автоэлектрик, аккумуляторщик, вулканизаторщик; газо- и электросварщик, маляр, автослесарь по топливной аппаратуре и т.д. В зависи­мости от квалификации им присваивается соответствующий разряд. В ряде случаев в ТО и ремонте участвуют водители.

В подотрасли "Автомобильный транспорт" на инженерно-техническую службу приходится до 29%, а с учетом водителей, участвующих в ТО и ремонте - до 37% персонала автомобильного транспорта.

Определение потребности в специалистах может проводиться на уровнях предприятие-регион-отрасль. Прогноз может быть краткосрочным (на 2-4 года) и долговременным (на 5-10 лет) по схеме: темпы изменения валового внутреннего продукта —> объема транспортной работы —> потребности в персонале —> потребности в специалистах.

Таким образом, для автотранспортных предприятий потребность в специалис­тах определяется исходя из прогнозируемых объемов транспортной работы, годо­вой производительности работающего в данной отрасли, удельного веса специалистов среди работающих, соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием, потребности в специалистах различных видов деятельности: для обслуживания индивидуального легкового и грузового транспорта, автомобилей предприятий, не имеющих собственной производственно-технической базы - по числу работающих, необходимых на 1 тыс. автомобилей парка.

При оценке потребности в специалистах, как правило, применяются показа­тели технологической и дополнительной потребности. Технологическая потреб­ность - это численность специалистов, которая способна обеспечить эффектив­ную автотранспортную деятельность с учетом социальных, экономических требо­ваний, безопасности движения. Дополнительная потребность - это численность специалистов, которая необходима при приросте объема работ, компенсации естественного выбытия и движения, замене практиков. Дополнительная потреб­ность составляет от 5 до 15% от общей технологической потребности и зависит от темпов развития отрасли, движения специалистов и др.