2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.
Средства сообщения – это подвижной состав, предназначенный для перевозки грузов и людей (автомобили, локомотивы, вагоны, суда и т.д.).
Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автодороги, железнодорожные пути и т.д.).
Технические устройства и сооружения – комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д.
Все эти элементы взаимодействуют между собой для выполнения определенных работ, т.е. являются транспортной системой.
Транспорт в целом рассматривают как элемент большой системы – экономики страны или как подсистему экономики, предназначенную для обслуживания экономических связей в сфере обращения.
Производственным процессом транспортной промышленности является перемещение грузов и пассажиров во времени и пространстве.
Транспортный процесс состоит из трёх основных элементов:
- погрузка;
- движение;
- разгрузка.
Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нужному месту, организацию фронта работ, накопление, формирование и сортировку груза, оформление документов, сопровождающих перевозку. Основным документом при перевозке является товарно-транспортная накладная (на автотранспорте), транспортная железнодорожная накладная (на железнодорожном транспорте), коносамент или морская накладная (на морском транспорте), транспортная накладная (на речном транспорте), грузовая накладная (на воздушном транспорте).
На основании накладной грузоотправитель (грузовладелец) списывает со счетов своего предприятия материальные ценности, передавая их на период перевозки работникам транспорта. Перевозчик не является владельцем груза, но на период перевозки отвечает за груз материально.
Движение – основная функция транспорта. Сложное движение транспортного потока требует большого внимания и от составителей маршрутов и от исполнителей (водителей автомашин, капитанов судов, машинистов) для того, чтобы обеспечить как можно меньший срок нахождения в пути и безопасность перевозки груза и пассажиров.
Разгрузка – это подача транспортного средства к месту разгрузки, расформирование и сортировка, т.е. «освобождение» транспортного средства от груза, оформление документов на прибывший груз. Груз передается получателю, который с этого момента принимает на себя материальную ответственность за груз.
Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузовладельцем или транспортной организацией. Эти работы наиболее сложные и трудоёмкие, влияющие на продолжительность цикла транспортного процесса, а следовательно, на производительность подвижного состава.
Транспорт продолжает и завершает процесс производства продукции в момент доставки её в сферу потребления: процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления и соответственно процесс производства продукции прекращается сразу после того, как груз доставлен в нужное место.
При осуществлении перевозок элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава (автомобиля, судна, вагона) постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса.
Продолжительность цикла (рейса судна, ездки автомобиля и т.п.) складывается из времени всех трёх элементов транспортного процесса.
Перевозя грузы, транспорт оказывает услугу грузоотправителям, которую можно измерить такими показателями, как объём погруженного или разгруженного груза в тоннах или грузооборот в тонно-километрах.
Однако такой способ оценки учитывает лишь количественный аспект работы транспорта. В более широком смысле в условиях рыночной экономики под «услугой» понимается, помимо выполненной работы в тоннах и тонно-километрах, уровень качества и сервиса, сопровождающих осуществление перевозки.
Транспортная услуга относится к сфере материального производства.
Не преобразовывая непосредственно сырьё и материалы, транспорт создает потребительную стоимость.
В настоящее время под услугой транспорта понимается перемещение грузов в пространстве, а также любая операция, не являющаяся движенческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление, а именно: упаковку и маркировку грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т.п.
Таким образом, основной вид транспортной услуги – это перевозка грузов, но, как правило, она сопровождается предоставлением комплекса дополнительных услуг.
Спрос на услуги конкретного вида транспорта определяется развитием в регионе других видов транспорта, степенью их интеграции, уровнем транспортных тарифов, качеством сервиса, предоставляемого грузоотправителям различными видами транспортных предприятий.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5