3.2. Перевозки и формирующие их факторы
Грузовые перевозки – это транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.
Любые перевозки, осуществляемые различными видами транспорта, служат удовлетворению потребностей в перемещении материальных и людских потоков.
Маршруты грузовых перевозок (материальных потоков) обусловлены, прежде всего, географией размещения производительных сил, а также рынков сферы потребления.
Их можно характеризовать направлением, объёмом, структурой, сроками.
Основными факторами, влияющими на эти характеристики, являются:
- сложившийся торговый товарообмен готовой продукцией между экономическими регионами страны и в международных рамках, включая транзит;
- развитие специализации и кооперации производственных связей между предприятиями внутри страны и их партнёрами за рубежом;
- хозяйственное освоение новых территорий, природных ресурсов и появление новых рынков сбыта готовой продукции;
- уровень транспортных тарифов и таможенных пошлин;
- климатические и сезонные условия доставки грузов;
- политические, военные и чрезвычайные ситуации.
Каждый продукт имеет свой район производства и зоны сбыта (потребления).
Из тысяч наименований перевозимых грузов выделяется несколько их групп, объемы перевозок которых преобладают на различных видах транспорта. Эти грузы, как уже говорилось в 3.1, называют массовыми. Именно они определяют основной грузооборот на каждом виде транспорта.
Раньше, в условиях централизованной директивно-плановой (административно-командной) экономики нашей страны, разрабатывали генеральные схемы развития производительных сил с учётом оптимизации транспортно-экономических связей.
Существовавшие центральные плановые органы составляли транспортно-экономические балансы для экономических регионов, республик и областей СССР по основным видам используемого сырья, топлива, готовой продукции.
Затем на основании балансов утверждались схемы прикрепления поставщиков к потребителям (грузополучателям), рассчитывались грузопотоки между ними и планировались перевозки как общие, так и по родам грузов.
Отдельно разрабатывались государственные планы перевозок, обеспечивающие внешнеэкономические связи.
После распада СССР, приватизации и акционирования предприятий, перехода хозяйствующих субъектов к рыночным отношениям и последовавшего за этим экономического спада (кризиса) произошел разрыв многих хозяйственных связей между предприятиями бывших союзных республик.
В результате значительно сократились перевозки, как между ними, так и внутри самой России.
Переход к свободным ценам сказался на быстром росте транспортных тарифов, что, в свою очередь, повлияло на уменьшение объёмов грузо- и пассажиропотоков.
Последствием распада СССР для транспорта России стало сужение экономического пространства, в котором свободно перемещались грузы и пассажиры.
Эти обстоятельства наиболее ощутимо проявились в западной части государства, которая обеспечивает мощные экономические связи со странами Западной Европы (главные каналы экспорта сырья и полуфабрикатов, импорта европейских товаров).
Товары между Россией и странами Запада вынуждены пересекать границы и территории стран СНГ и Балтии.
В настоящее время сфера транспортных услуг создается «снизу» через систему рыночного спроса и предложения.
Практика показывает, что изменение организационной структуры народного хозяйства страны (демонополизация, деконцентрация, приватизация, повышение в объёмах производства доли средних и малых предприятий) приводит к становлению новых транспортно-экономических связей.
В формировании грузопотоков сейчас существенную роль играют отечественные предприятия оптовой торговли.
Предприятие оптовой торговли – это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров. Общее количество предприятий оптовой торговли достигает в России цифры, примерно, 435 тысяч. Из них подавляющее большинство – предприятия малого и среднего бизнеса.
Предприятия оптовой торговли представляют сегодня самую многочисленную группу грузоотправителей и грузополучателей. Причем они могут иметь своё производство и собственную розничную сеть.
В настоящее время прикрепление грузоотправителей к грузополучателям (поставщиков к потребителям) реализуется на основе маркетинговых исследований и использования современных технологий организации товаропотоков, обеспечивающих оптимальные транспортные расходы.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5