logo search
Кубрак - пособие ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТ

2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики

Переход к рыночным отношениям в экономике страны потребовал уточнения роли и функций государства в транспортной сфере.

Главная задача при организации управления транспортом заключается в создании таких условий его функционирования, при которых возможно более полно и экономично удовлетворялись бы все общественно необходимые потребности в перемещении грузов и людей, обусловленные первичными задачами экономического и социального развития государства.

Поскольку эти задачи решаются в новых экономических условиях, их реализация должна базироваться на новых принципах управления транспортом.

Такими принципами, на которых должно строиться управление транспортной системой с целью обеспечения полного удовлетворения потребностей экономики и общества в перевозках, с точки зрения экономичности, безопасности и экологичности, являются:

  1. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая должна рассматриваться государством как приоритетная, поскольку её функционирование непосредственно влияет на развитие экономики и социальной сферы. Основой государственного управления транспортной системой является единая национальная политика Российской Федерации, скоординированная со стратегией социально-экономического развития страны.

  2. Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятельность для развития и функционирования в отрасли предприятий любой формы собственности, равенство субъектов рынка при транспортном обслуживании. Государственное участие в транспортных компаниях планомерно сокращается и признаётся оправданным только в тех случаях, когда деятельность компаний имеет стратегическое значение для национальной безопасности страны.

  3. Государственное регулирование деятельности транспорта является объективной необходимостью. Жесткое вертикальное администрирование, государственное распределение финансовых и материальных ресурсов, характерных для административно-командной (плановой) экономики, заменяется эффективными регулирующими механизмами.

Государственное регулирование осуществляется в следующих сферах:

- организация рынка транспортных услуг (принятие законов РФ, кодексов, уставов и т.п., регулирующих деятельность единой транспортной системы и отдельных видов транспорта), контроль допуска предприятий на рынок транспортных услуг;

- регулирование ценообразования на транспорте (определение правил построения тарифов и установление, в отдельных случаях, специальных тарифов);

- налоговое регулирование (налоговые льготы по затратам на модернизацию и развитие транспортных предприятий, введение специальных региональных налогов);

- инвестиционное регулирование (участие государства в реализации капиталоёмких проектов).

  1. Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления. В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне: принимаются уставы, кодексы и другие базовые законы, относящиеся к отдельным видам транспорта; устанавливаются единые требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса; принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к международным перевозкам, осуществляется их регулирование и т.п. На уровень местных администраций (субъектов федерации) делегируется решение следующих вопросов: распределение централизованных дотаций, материальных ресурсов; контроль за местными тарифами; выдача лицензий и допусков на виды транспортной деятельности; управление предприятиями, находящимися в федеральной собственности.

Реализация на практике принципов управления транспортом будет способствовать формированию единой транспортной системы страны, способной эффективно осуществлять свою деятельность в условиях рынка.

Средства реализации принципов управления транспортом, транспортной политики страны в общем случае можно разделить на две группы:

- регулирующие;

- стимулирующие.

К регулирующим средствам относятся: уставы, кодексы, другие законы, постановления и распоряжения органов законодательной и исполнительной власти; технико-экономические нормы и стандарты; правила создания новых предприятий и т.п.

К стимулирующим средствам можно отнести: налоговые условия, условия выделения и использования субсидий и дотаций; правила амортизационной и инвестиционной политики и т.п.

Следует отметить, что четкой границы между регулирующими и стимулирующими средствами реализации принципов управления транспортом нет: часто они дополняют друг друга.