2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
Переход к рыночным отношениям в экономике страны потребовал уточнения роли и функций государства в транспортной сфере.
Главная задача при организации управления транспортом заключается в создании таких условий его функционирования, при которых возможно более полно и экономично удовлетворялись бы все общественно необходимые потребности в перемещении грузов и людей, обусловленные первичными задачами экономического и социального развития государства.
Поскольку эти задачи решаются в новых экономических условиях, их реализация должна базироваться на новых принципах управления транспортом.
Такими принципами, на которых должно строиться управление транспортной системой с целью обеспечения полного удовлетворения потребностей экономики и общества в перевозках, с точки зрения экономичности, безопасности и экологичности, являются:
Транспорт – одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая должна рассматриваться государством как приоритетная, поскольку её функционирование непосредственно влияет на развитие экономики и социальной сферы. Основой государственного управления транспортной системой является единая национальная политика Российской Федерации, скоординированная со стратегией социально-экономического развития страны.
Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятельность для развития и функционирования в отрасли предприятий любой формы собственности, равенство субъектов рынка при транспортном обслуживании. Государственное участие в транспортных компаниях планомерно сокращается и признаётся оправданным только в тех случаях, когда деятельность компаний имеет стратегическое значение для национальной безопасности страны.
Государственное регулирование деятельности транспорта является объективной необходимостью. Жесткое вертикальное администрирование, государственное распределение финансовых и материальных ресурсов, характерных для административно-командной (плановой) экономики, заменяется эффективными регулирующими механизмами.
Государственное регулирование осуществляется в следующих сферах:
- организация рынка транспортных услуг (принятие законов РФ, кодексов, уставов и т.п., регулирующих деятельность единой транспортной системы и отдельных видов транспорта), контроль допуска предприятий на рынок транспортных услуг;
- регулирование ценообразования на транспорте (определение правил построения тарифов и установление, в отдельных случаях, специальных тарифов);
- налоговое регулирование (налоговые льготы по затратам на модернизацию и развитие транспортных предприятий, введение специальных региональных налогов);
- инвестиционное регулирование (участие государства в реализации капиталоёмких проектов).
Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления. В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне: принимаются уставы, кодексы и другие базовые законы, относящиеся к отдельным видам транспорта; устанавливаются единые требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса; принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к международным перевозкам, осуществляется их регулирование и т.п. На уровень местных администраций (субъектов федерации) делегируется решение следующих вопросов: распределение централизованных дотаций, материальных ресурсов; контроль за местными тарифами; выдача лицензий и допусков на виды транспортной деятельности; управление предприятиями, находящимися в федеральной собственности.
Реализация на практике принципов управления транспортом будет способствовать формированию единой транспортной системы страны, способной эффективно осуществлять свою деятельность в условиях рынка.
Средства реализации принципов управления транспортом, транспортной политики страны в общем случае можно разделить на две группы:
- регулирующие;
- стимулирующие.
К регулирующим средствам относятся: уставы, кодексы, другие законы, постановления и распоряжения органов законодательной и исполнительной власти; технико-экономические нормы и стандарты; правила создания новых предприятий и т.п.
К стимулирующим средствам можно отнести: налоговые условия, условия выделения и использования субсидий и дотаций; правила амортизационной и инвестиционной политики и т.п.
Следует отметить, что четкой границы между регулирующими и стимулирующими средствами реализации принципов управления транспортом нет: часто они дополняют друг друга.
- А.Д. Кубрак технико-экономическая эксплуатация транспорта
- 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
- Введение
- Глава 1.Общая характеристика транспорта
- 1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
- 1.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта
- 1.3. Понятие о единой транспортной системе страны
- 1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе
- Глава 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге
- 2.2. Показатели транспортной обеспеченности
- 2.3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
- 2.4. Организация управления транспортной системой России
- Глава 3. Грузовые перевозки
- 3.1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов
- 3.2. Перевозки и формирующие их факторы
- 3.3. Классификация и структура грузовых перевозок
- 3.4. Показатели качества транспортного обслуживания
- Глава 4. Технико-экономическая характеристика магистральных видов транспорта
- 4.1. Железнодорожный транспорт
- 4.2. Автомобильный транспорт
- 4.3. Морской транспорт
- 4.4. Внутренний водный (речной) транспорт
- 4.5. Воздушный транспорт
- 4.6 Трубопроводный транспорт
- Глава 5. Система показателей работы транспорта и принципы его выбора
- 5.1. Группы показателей и факторы, их определяющие
- 5.2. Себестоимость перевозок
- 5.3. Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
- 5.4. Сферы рационального использования различных видов транспорта
- Глава 6. Организация перевозки грузов в смешанном сообщении
- 6.1. Организация смешанных перевозок
- 6.2. Транспортно-экспедиционное обслуживание товарооборота
- 6.3. Виды транспортной тары и её назначение
- 6.4. Контейнерные перевозки
- 6.5. Маркировка грузов
- Глава 7. Издержки перевозки грузов и транспортные тарифы
- 7.1. Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей транспортных услуг
- 7.2. Влияние рыночных условий на формирование тарифов
- 7.3. Особенности грузовых тарифов на различных видах транспорта
- 7.4. Транспортные тарифы на международные перевозки
- Глава 8. Правовые отношения на транспорте
- 8.1. Источники правового регулирования на транспорте
- 8.2. Система договоров перевозки
- 8.3. Документальное оформление перевозок грузов
- 8.4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов
- 8.4.1. Ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
- 8.4.2. Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
- 8.4.3. Ответственность сторон по договору перевозки грузов морским транспортом
- 8.4.4. Ответственность сторон по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом
- 8.4.5. Ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом
- Список литературы
- Введение 3
- Глава 1.Общая характеристика транспорта 5